АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Ученый придумал, как ликвидировать транспортные пробки в Алматы

2015102313155710567_nur_8738Атамурат Шаменов давно занимается поисками решения проблемы автомобильных пробок в Алматы. Предложенный им комплекс мер предусматривает совместную работу всего населения – от автомобилистов до дорожных рабочих – и всех городских структур.

В 2007 году доктор экономических наук, общественный деятель Атамурат Шаменов изложил свои идеи президенту Назарбаеву в предложении «О системе ликвидации заторов (пробок) транспортных потоков на автомобильных дорогах города Алматы и других крупных городов Казахстана», сообщает Zakon.kz. Глава государства оценил его примеры решения проблемы и предложил рассмотреть эти меры акимам всех крупных городов РК.

По словам ученого, основной принцип его системы – строгое соблюдение закона РК «Об автомобильных дорогах» от 17 июля 2001 года №245.

Шаменов отметил, что заторы возникают из-за низкой пропускной способности дороги; беспорядочных парковок автотранспортных средств на проезжей части; множества светофоров и траты времени при ожидании их переключения; недостаточности пешеходных полос и беспорядочных переходов улиц пешеходами; непопулярности общественного транспорта; культуры водителей, отсутствия взаимоуважения; беспорядочного движения спецтехники и большегрузных машин; нерегламентированного (по времени) проведения ремонтно-строительных работ и благоустройства дорожной полосы.

По мнению доктора наук, в решении данных проблем должны принимать участие акимат и другие органы управления, юридические лица (предприятия, организации, учреждения образования и другие структуры социально-экономической сферы), СМИ и все участники движения – пешеходы и водители.

Эту проблему нужно решать комплексно. Главным координаторам должен быть акимат Алматы и его уполномоченные органы. Вспомогательной координирующей структурой может быть общественная организация.

Естественно, оптимизация движения автомобилей невозможна без изменения дорожной инфраструктуры. В первую очередь – это расширение улиц, которое может проводиться во время ремонтных работ на существующих дорогах. Также строительство дельтовых перекрестков – нерегулируемых поворотов направо.

Необходимо совершенствовать зеленую волну светофоров в часы пик для обеспечения движения с радиальных улиц и продолжить строительство на магистральных улицах наземных и подземных переходов. Важным фактором разгрузки дорог является пробивка второстепенных улиц с выходом на магистральную линию и строительство дельтовых — объездных – улиц.

Также в Алматы необходимо систематизировать деятельность частного извоза, внедрить получения ими талона «Индивидуального таксиста» после прохождения техосмотра транспорта и медицинского осмотра (отсутствие судимости обязательно).

Запретить передвижение большегрузных спецмашин в центре города, особенно бетономешалок, кранов и других. Они сильно разрушают дорожное покрытие и своим габаритом препятствуют движению легковых машин.

Для разгрузки улиц необходимо уменьшить количество личных автомобилей, а потому нужно развивать общественный транспорт. Для начала нужно провести мониторинг всех автобусных маршрутов и охватить максимально все улицы и микрорайоны города, особенно Наурызбайском районе. По автобусным полосам магистральных улиц (проспект Абая) обеспечить плотность продвижения маршрутных машин, служебных автобусов, официальных такси. В местах, где автобусные маршруты проходят разрозненно, необходимо организовывать из числа автомашин частного извоза минимаршруты и «узаконить» их деятельность.

В порядке эксперимента переоборудовать автобусы на экспресс-маршрутах на бизнес и эконом салоны, с разной стоимостью билетов.

Шаменов рекомендует внедрить постоянный мониторинг движения автобусов и обеспечить доступность информации по маршрутам передвижения автобусов на остановках по монитору и интернету. Подключить интернет во все автобусы и обеспечить доступ к нему пассажиров и привлекать их в общественный транспорт проведением различных розыгрышей билетов, проездных и др. Шире практиковать использование школьных и служебных автобусов.

Общественник настаивает, что сотрудники полиции должны обеспечить строгое соблюдение всеми участниками дорожного движения ПДД. Также он предлагает активизировать работу эвакуаторов по очищению полосы движения от незаконных парковок и других нарушений ПДД и внедрить дорожных волонтеров, содействующих работникам полиции по соблюдению ПДД, оснастив их специальным оборудованием видеофиксации нарушений.

Шаменов говорит, что дороги необходимо освободить от парковок. Для чего предпринимателей необходимо обязать строить на территории возводимых жилых и коммерческих объектов парковочные зоны. В городе возможно оставить только придорожные парковки и ликвидировать все стихийные автостоянки.

Необходимо поручить всем КСК строительство внутридворовых и придорожных паркингов возле домов автовладельцев и запретить использование улиц для парковки.

Также все рынки, торговые точки и другие городские структуры должны обеспечить на собственных земельных участках парковку для сотрудников и посетителей. При отсутствии такой возможности они должны передислоцироваться на окраину города.

Организация бесплатных парковок. Важным фактором привлечения владельцев автомобилей в общественный транспорт является наличие бесплатных охраняемых парковок у метро, в начале, середине и в конце существующих автобусных маршрутов.

Для оптимизации дорожного движения также необходимо изменить график работы учреждений и организаций города. Например, работу МАИ по выдаче документов начинать с 07.00 утра, школы и учебных заведений с 08.00 часов, госструктур с 09.00 часов, торговых точек и оптовых рынков с 10.00 часов и т.д.;

Ремонтно-строительные работы на дорогах осуществлять в период стабилизации дорожного движения, т.е. с 10.00. по 17.00. часов. А работы по благоустройству дорожного комплекса, полив и чистку улиц осуществлять в ночное время, с 21.00. по 06.00. часов.

Для неукоснительного соблюдения ПДД, обучать им необходимо в школах и ужесточить наказания для пешеходов, нарушающих правила. Также Шаменов предложил наземные пешеходные переходы оформлять красочно, при необходимости оснащать их звуковыми предупреждающими сигналами.

По его мнению, поможет решить ситуацию и ужесточение экологических требований. То есть, необходимо усилить работу экологических постов при въезде и выезде из города, чтобы максимально ограничить движение грузовых машин и иногородних транспортных средств, не соответствующих экологическим требованиям, а также внедрить передвижные лаборатории и экопосты и регулярно проверять большегрузные машины и спецтехнику на соответствие стандартам.

Ученый отметил, что немаловажным фактором для разгрузки улиц будет возвращение в коммунальную собственность участков, которые в результате самозахвата оказались заняты юридическими и частными лицами.

СМИ должны вести просветительскую работу о необходимости соблюдения ПДД, а также о решении проблем пробок на дорогах. А организациям, в частности ЦОНам и налоговым органам, необходимо смелее переходить на электронную форму обслуживания населения.

Шаменов отметил, что эти предложения не охватывают полностью весь спектр работ по ликвидации пробок на дорогах Алматы, и призвал горожан подключиться к этой проблеме более активно, внести свои идеи, предложения для обсуждения.

Он также рассказал о методе решения транспортной проблемы в странах ЕС. Суть его заключается в обратном — не создавать условия для передвижения на автомашинах, сократить места парковок, тогда, мол, автомобилисты пересядут в общественный транспорт.

Поэтому ученый предложил в порядке эксперимента создать «кусочек Парижа» в центре Алматы и посмотреть, что это даст. Выделить квадрат и ограничить там движение автотранспортных средств, аннулировать все автостоянки, максимально охватить квадрат общественным транспортом, везде проложить велосипедные дорожки, оформить скверы для отдыха горожан. Всем сотрудникам госорганов, расположенных в этом квадрате рекомендовать передвигаться общественным транспортом или служебными автобусами.

Учитывая ситуацию в экономике, Шаменов предложил осуществлять вышеназванные предложения поэтапно. Начать проводить меры, не требующие затрат из городского бюджета, например, пересмотр маршрутов автобусов, охват всех микрорайонов и улиц города, ограничение движения спецтехники.

А в следующем году выполнять работу в рамках выделенных бюджетных средств с некоторой их корреляцией. Например, если деньги предусматриваются на ремонт улицы, необходимо по возможности расширить ее, строить придорожные паркинги, дельтовые правые повороты у светофора и т. д.

А такие многозатратные проекты, как БАКАД, пробивка улиц, строительство развязок и другие, по его мнению, можно оставить на последующие годы.