В новой реальности мировой логистики, Украина постепенно возвращает себе статус транзитного государства, но уже не как сырьевой придаток или маршрут по остаточному принципу, а как активный участник стратегического коридора между Китаем и Европейским союзом. Речь идет о Срединном (или Транскаспийском) транспортном коридоре, проходящем через Китай, Центральную Азию, Закавказье и далее — через Украину в Европу, информирует Altyn-orda.kz
Включение Украины в маршрут «Китай–ЦА–Кавказ–Украина–ЕС» — это не просто дипломатический жест. Это инфраструктурный и геоэкономический сдвиг, который способен изменить правила игры в евразийском транзите. Такое направление обходится без России, и именно это придает проекту особую актуальность в условиях продолжающейся геополитической фрагментации.
География становится выбором
Фраза экономиста Алексея Куща «география — это не судьба» как нельзя лучше отражает суть происходящего. После распада СССР и в условиях суверенного развития стран Центральной Азии и Закавказья, карта евразийских транспортных потоков была перерисована. Усиление роли Казахстана, рост влияния Турции, инфраструктурные прорывы в Азербайджане и Грузии создают уникальное окно возможностей. Украина получает шанс влиться в трансевразийский пояс — от Поднебесной до ЕС — не как «сосед» маршрута, а как его ключевое звено.
По словам посла Украины в Азербайджане Юрия Гусева, включение страны в Срединный коридор — это не только логистический, но и стратегический шаг, усиливающий связи между Киевом и Баку. Азербайджан, находящийся между Россией и Ираном, становится критическим мостом для грузопотоков, в том числе в рамках инициативы ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).
«Украинская параллель» и «украинский меридиан»
На пересечении формирующихся евразийских векторов — от Балтийского моря до Индийского океана и от Шанхая до Лиссабона — Украина может стать не просто транзитным участником, а точкой геоэкономического баланса. В этом контексте аналитики говорят о возможном формировании двух параллельных маршрутов:
-
«Украинская параллель»: Китай — Казахстан — Закавказье — Украина — ЕС;
-
«Украинский меридиан»: Балтия — Польша — Украина — Турция — Ближний Восток — Индия.
Речь идет не о концепциях глобального украинского доминирования, а об объективной геополитической геометрии. Украина становится местом пересечения ключевых логистических осей Восток–Запад и Север–Юг, что может служить фактором долгосрочной стабилизации и укрепления суверенитета страны.
Казахстан как точка усиления
Особое значение в проекте Срединного коридора имеет Казахстан. Независимость, выстроенная логистика и близость к китайским производственным центрам делают страну естественным ядром маршрута. Включение Украины в эту схему усиливает взаимовыгодную модель: Казахстан получает доступ к европейскому рынку, минуя политически нестабильные или санкционные территории, а Украина — к азиатским товарам и инвестициям.
Кроме того, транзитный потенциал Казахстана возрастает и за счет новой роли как логистического хаба между Китаем и Чёрным морем. Это делает страну одним из центральных игроков в новой евразийской архитектуре.
Транспорт — это не только про грузы и вагоны. Это про геополитику, экономическое влияние и контроль над потоками. Срединный коридор с включением Украины — это не просто альтернатива российским маршрутам. Это инфраструктурный и политический проект, способный соединить крупнейшего производителя мира (Китай) с крупнейшим рынком (ЕС), не оглядываясь на старые имперские маршруты.
Для Украины это шанс на возвращение субъектности, для Казахстана — на расширение внешнеэкономических горизонтов, а для всей Центральной Евразии — на создание нового логистического мира без прежних центров тяжести.