АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Укрепление гражданских институтов общества — ключевой вопрос государственного строительства

загруженное (1)

Интервью вице-министра культуры и спорта

Республики Казахстан М.А. Азильханова

Последние два месяца под эгидой Гражданского альянса Казахстана в отечественном медиа-пространстве шло активное обсуждение нововведений в законодательство, регулирующее сферу деятельности неправительственного сектора.

В целом, информация, распространенная в казахстанских СМИ, свидетельствует о позитивном отклике широкой общественности по данному вопросу.

На днях соответствующий законопроект, разработанный Гражданским альянсом, был официально направлен на рассмотрение в Министерство культуры и спорта Республики Казахстан.

Свое мнение о предложенном к рассмотрению законопроекте выражает вице-министр культуры и спорта Республики Казахстан Азильханов Марат Алмасович.

 

— Марат Алмасович, как известно, последние месяцы Гражданский альянс Казахстана проводил активную информационную работу по представлению общественности своих законодательных инициатив. Что Вы думаете по этому поводу?

 

Да, мы наблюдали за общественной кампанией Гражданского альянса. На днях Президент альянса — Нурлан Еримбетов официально направил в адрес Министерства культуры и спорта, как уполномоченного органа в сфере государственного социального заказа, текст законопроекта.

В целом, нужно сказать, что последние пять лет мы были свидетелями дискуссий на различных площадках относительно иниициатив, указанных в документе. Я имею ввиду вопрос внедрения грантов и премий для казахстанских НПО.

Касательно этих новых для Казахстана форм финансирования НПО можно сказать, что они основаны на практическом опыте ряда зарубежных стран. Стоит отметить, что это достаточно прогрессивные методы взаимодействия и поддержки неправительственных организаций, которые позволяют быстро и эффективно распределять финансовые средства и мобилизовать силы гражданского общества на решение социальных вопросов.

— В связи с тем, что документ официально направлен на рассмотрение в государственный орган, каким образом будет выстроена дальнейшая работа?

Учитывая наработанную практику Министерства по реализации законодательных инициатив в сфере деятельности НПО, работа по согласованию законопроекта будет проходить в привычном режиме. Согласно утвержденному регламенту, проект закона будет предложен для внесения в план законопроектных работ. Также мы направим его для проведения всех необходимых экспертиз и на согласование с государственными органами.

В целом, законопроект достаточно понятный и простой. Все вопросы, так или иначе, поднимались перед государственными органами. К тому же есть ряд факторов, которые облегчают нашу работу по продвижению этого документа.

Во-первых, по итогам Vи VIГражданских форумов были выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере НПО.
И Правительством даны обязательства по их выполнению.

Во-вторых, благодаря проведенной Гражданским альянсом активной информационной кампании по обсуждению законопроекта с общественностью, на сегодняшний день в гражданском и правительственном секторах сформировано достаточно четкое понимание необходимости и своевременности принятия предложенных положений.

— А государственные органы планируют вносить дополнения к предложенному проекту закона?

Если, как я уже отмечал, положения о грантах и премиях для НПО в рамках настоящего законопроекта не являются новшествами, то в качестве новации в контексте казахстанского законодательства является введение единого оператора в сфере выделения государственных средств НПО без участия самих госорганов.

В ходе рассмотрения законопроекта нами проанализирован международный опыт в этой сфере. Эта норма о едином операторе (организации) взята из европейской практики фондового финансирования НПО. К примеру, в Германии создаются посреднические фонды для  распределения государственных средств среди НПО с целью реализации отраслевых социальных проектов на местах.

В российском законодательстве предусмотрен выбор операторов, которые в дальнейшем проводят конкурсы и выделяют по их результатам гранты другим НПО для реализации социально значимых проектов.

В Хорватии средства  национального бюджета, направленные на поддержку НПО, распределяются посредством единого оператора – так называемый — «Офис по сотрудничеству с НПО».

Венгерское правительство также в 2003 году учредило Национальный Гражданский Фонд, предназначенный непосредственно для развития гражданского сектора страны. Целью всех этих фондов является помощь государству в распределении средств для НПО.

Внедрение предложенной практики в отечественное законодательство будет, по моему мнению, способствовать расширению прозрачности в распределении госсредств, а также повышению доверия между государством и НПО.

В целом, считаю, что Гражданский альянс очень верно учел актуальные тенденции современного положения дел в неправительственном секторе и в полной мере отразил их в предложенном законопроекте.

— Спасибо за беседу!

 

 

Алтынорда инфо