[:ru]
«Три вещи будут приносить человеку сауаб и после смерти: садака (милостыня), полезные переданные знания (знания, которым могут пользоваться другие люди) и потомки, совершающие за него молитву» (Хадис)
Весть о кончине Камала Низамовича мы, историки, ученые-гуманитарии КазНУ им. аль-Фараби, восприняли с большой скорбью и сожаленьем. После 2-годичной тяжелой болезни ушел из жизни ученый, доктор политических наук, профессор, автор свыше 40 научных работ по истории и политологии, экс мажилисмен, неутомимый патриот Независимого Казахстана…Но на все воля Всевышнего. Пусть Аллах упокоит его душу и – согласно Хадису – пусть полезные знания ученого, которыми он щедро делился с людьми, молодежью, народом при жизни, в своих трудах и речах, продолжат озарять светом (нур) его путь в Вечности!
В 1995-2000 гг. К.Н. Бурханов работал деканом исторического факультета. А в 2006-2007 гг. являлся директором Института Истории и этнологии им. Ч. Валиханова МОН РК. Именно за этот промежуток времени нам удалось ближе узнать этого человека – не только как специалиста или настоящего организатора науки и образования, но и, что самое главное, как очень интеллигентного, культурного, благородного, справедливого человека, весьма неравнодушного к судьбе нации и страны, который всегда поддерживал патриотические инициативы, всей душой любил родной народ.
Всегда уважительно и с любовью относился К.Н. Бурханов к КазНУ им. аль-Фараби, особенно к родному истфаку, т.к. Камал Низамович, хотя и самореализовался больше как политолог, но, как мне кажется, в глубине своей души и подсознания всегда оставался добросовестным и пытливым историком. Не зря в юности он всерьез увлекался археологией. По базовому образованию Камал Бурханов был историком, выпускником исторического факультета ТашГУ (1977).
В 1997 г. стал доктором политических наук, защитив диссертацию на тему « Эволюция социально-политической системы Казахстана в ХХ веке». Как известно, мусульманин обязан искать знания с колыбели до могилы. Поэтому неудивительно, что Камал Низамович уже в зрелые годы, в 2000-2003 гг. закончил Московский государственный социальный университет.
Одной из сентенций, которую мы часто слышали из его уст в последние годы, когда он активно работал в стенах Парламента РК, членом Комитета по социально-культурному развитию и других комитетов была фраза: «История (подразумевалась национальная историография) не должна быть агрессивной…». Действительно, по духу этот человек был миротворец, гуманист, интеллигент (выросший в семье педагога), даже аристократ (по своим этническим корням принадлежал к благородному классу среднеазиатских и казахских ходжей).
Камал Бурханов был русскоязычным казахом, но очень хорошо знал родной казахский язык. Если возникала такая необходимость, он мог очень жестко дать отпор шовинизму и очень щепетильно относился к понятию национальной чести. Да, таким мы помним дорогого Камала Низамовича. В то же время многогранность К. Бурханова была в том, что скорее в силу восточного, мусульманского воспитания и происхождения из надэтнического (по сути) сословия «ходжа», связей с Узбекистаном, он был в хорошем смысле этого слова «пантюркистом» (а лучше сказать: тюркистом). Уже в 90-е годы К. Н. Бурханов часто ездил в Турцию, даже обучался там в докторантуре (Стамбул); любил Ташкент, всегда поддерживал идею центральноазиатской интеграции.
Когда в 2012-2014 гг. я руководила научным проектом по истории религиозных личностей Казахстана, на одной конференции в Алматы мне удалось взять короткое интервью у К. Бурханова об его предках-ишанах, родом из Ак-Мечети (Кзыл-Орды), но вынужденных когда-то мигрировать в пределы Узбекистана. Камал Низамович живо откликнулся, проявил интерес, обещал дать материалы, но в силу разного рода обстоятельств наша беседа о его благородных предках (қожалар), к сожаленью, не имела продолжения. Да, Камал Бурханов был одним из немногих ученых Казахстана, который исключительно уважительно относился к исламу и духовному просвещению. В то же время он всегда призывал не путать ислам с радикальным исламизмом и всегда настойчиво критиковал экстремистов и слепую веру современных радикалов.
Глубокая эрудиция, гибкое диалектическое мышление, высокая внутренняя культура Камала Бурханова не позволяли ему скатиться в плоский национализм, пещерный трайбализм или религиозный фанатизм. Поэтому для К. Бурханова всегда были характерны толерантность, рассудительность, преданность общечеловеческим ценностям. Отсюда неудивительны и закономерны его приверженность идеям евразийской интеграции, принципам добрососедства, многовекторности во внешней политике РК, которые он активно пропагандировал. С самого начала К. Бурханов поддерживал партию Нур-Отан (тогда еще «Отан»), и оставался ее идеологом и организатором (входил в Политсовет и др.). Как ученый-политолог, эксперт по международной политике К.Н. Бурханов выступал на многих представительных форумах мира, с трибун конференций США, Китая, России, Германии, Австрии, Венгрии, Турции, Ирана, Индии и др. стран.
Конечно, в нашу задачу не входит описание всей жизни, перечисление всех должностей и регалий, наград, побед или поражений покойного Камала Низамовича. Невозможно (да и нет необходимости) в этой небольшой заметке, близкой к жанру некролога, отразить все содержание активной, светлой и успешной научной и общественно-политической деятельности профессора и общественного деятеля К.Н. Бурханова. С 2007-2011 гг. Камал Бурханов был народным избранником – депутатом Мажилиса Парламента РК. В 2010 г. Камал-ага был награжден Орденом «Курмет», что говорит о признании заслуг. Светлый образ Камала Низамовича Бурханова навсегда сохранится в памяти казахстанцев и интеллигенции Казахстана. Иманды болсын.
Назира Нуртазина,
доктор исторических наук,
профессор КазНУ им. аль-Фараби
[:]