Замминистра финансов РФ Иван Чебесков призвал россиян поднимать экономику страны за свои деньги. По его словам, мер господдержки недостаточно, чтобы обеспечить экономический рост России, и для этого нужно задействовать средства граждан.
Что примечательно – за последний месяц подобные призывы с самого верха прозвучали в России уже трижды. Сначала об этом говорил российский министр финансов Антон Силуанов, затем заместитель правительства РФ Марат Хуснуллин и вот теперь — Иван Чебесков.
В российских реалиях это означает только одно: 400 миллиардов долларов сбережений граждан — а то и в полтора раза больше, учитывая то, как неохотно россияне делятся сведениями о своих накоплениях с государством, что и правильно, целее будут — не дают покоя экономическому блоку Кремля. Руки чешутся изъять у податного сословия эти деньги, которым кремляне найдут лучшее применение, чем «глубинный народ».
И здесь встают сразу два вопроса. Первый: как сочетается то, что по официальной версии западные санкции России нипочем, и российская экономика демонстрирует уверенный рост, – и то, что меры государственной поддержки этой экономики вдруг перестали работать? И второй – а готовы ли простые граждане подставить Кремлю финансовое плечо?
В интервью Такеру Карлсону на прошедшей неделе Владимир Путин по ходу своих затянутых монологов торжествующе заявил, что российская экономика сейчас растет быстрее всех в Европе. И если судить по данным МВФ, это вполне соответствует действительности, поскольку также на прошлой неделе Международный валютный фонд признал стойкость российской экономики, повысив прогноз ее роста на 2024 год с 1,1% до 2,6%.
Но что это за рост? Отражённый в статистике рост валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечен производством танков и снарядов, которые затем уничтожаются на Донбассе, и это вряд ли можно считать продуктивной тратой ресурсов. Стратегия Запада состояла в том, чтобы не взять российскую экономику в осаду, а устроить с ней игру в кошки-мышки: ограничить доступ к технологиям, повысить расходы, сократить доходы и таким образом превратить конфликт в неподъемную ношу в долгосрочной перспективе. В принципе – это у него вполне получилось.
Лучше всего это иллюстрирует введенный на Западе «потолок цены» на российскую нефть. Его разрабатывали долго, порядка полугода. И еще около полугода вводили в действие. Очень аккуратно и с готовностью немедленно откатить назад и пересмотреть параметры всей программы.
В итоге «потолок» выполнил две взаимоисключающие задачи: фактически оставил всю российскую нефть на рынке, тем самым гарантировав рынок от шоков, связанных с дефицитом, но с другой стороны, радикально — фактически вдвое – снизив поступления в российский бюджет нефтегазовых доходов.
Параллельно с этим «потолок» существенно усложнил жизнь всем российским компаниям и операторам — «поворот на восток» оказался чудовищно затратным. Пришлось покупать списанный металлолом — танкеры, пришлось создавать очень сложные обменные цепочки конвертации мусорных туземных валют хоть во что-то приличное. Причем коррупционность этих схем запредельна — скажем, почти половина комиссионных за конвертацию рупий в доллары приходится тратить на бакшиш для чиновников Индии и ОАЭ, которые выписывают на каждую обменную операцию разрешения.
В общем, «потолок» создал крайне любопытный баланс — интересы Запада оказались защищены им максимально, интересы России были ущемлены до предела. Все это и создает ситуацию, когда рост экономики на бумаге есть – а денег в казне становится все меньше. Отсюда – и пристальные взоры российского правительства на накопления граждан.
Но здесь-то и начинаются проблемы, поскольку российские граждане, как бы они, по официальной версии, в едином порыве не консолидировались с властью – свои деньги доверять ей категорически отказываются. По одной простой причине – вся история новейшей российской политической элиты – это история «развода» простых граждан на деньги: от замороженных советских вкладов до ваучеров имени Чубайса, от якобы «негосударственных» финансовых пирамид до махинаций с деньгами Пенсионного фонда.
Условий для частного инвестирования в России нет, и к созданию правового института таких инвестиций правительство так и не приступало. Все в этой сфере либо полулегально – либо примитивно и архаично. Число россиян, владеющих ценными бумагами – различного рода акциями, облигациями федерального займа и так далее, вроде как и приличное, 14% (для сравнения – в США таких 55%). Но назвать их инвесторами можно лишь условно — так как там или депозит занимает львиную долю сбережений, или размер счета такой, что на него сам же инвестор сможет в лучшем случае прожить лишь пару месяцев.
К тому же и среднемесячные доходы россиян далеко не таковы, чтобы становиться инвесторами, – тут бы на более-менее сносную продуктовую корзину хватило. Да и элементарной финансовой грамотности населению не хватает. Требуются десятилетия планомерной работы для переламывания этой ситуации – чем правительство заниматься не собирается. И времени у него на это нет.
Поэтому все будет как всегда – методом принуждения население будут заставлять приобретать облигации какого-нибудь «военного займа». Под непонятный процент и с невнятными сроками погашения. Других инструментов у Кремля попросту нет.
Дмитрий Рой, автор haqqin.az