Freedom House: среди постсоветских республик наилучшие показатели у Грузии, Украины и Молдовы.
КИЕВ – В Украине улучшается рейтинг развития демократии. Об этом говорится в докладе правозащитной организации Фридом Хаус (Freedom House) «Страны переходного периода – 2016» по итогам исследования развития демократии в странах Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии за 2015 год.
«Изменения, произошедшие в 2015 году в Украине: Рейтинг демократичности управления на уровне центральной власти, вырос с 6,00 до 5,75 баллов благодаря стабилизации политической ситуации в государстве и продолжению функционирования основных демократических институтов после конституционного кризиса и кризиса безопасности в прошлом году. Рейтинг демократичности управления на уровне органов местного самоуправления вырос с 5,50 до 5,25 баллов благодаря заметному прогрессу в создании новых местных общин в соответствии с нормами недавно принятого законодательства. Как следствие, рейтинг развития демократии улучшился с 4,75 до 4,68 баллов», – отмечают авторы доклада, опубликованном 12 апреля на интернет-сайте Фридом Хаус.
Наивысший уровень демократического прогресса, говорится в докладе организации, составляет один балл, самый низкий – семь баллов.
«Интегральный индекс демократии» исследователями Фридом Хаус рассчитывался по семи основным параметрам, среди которых – «развитие гражданского общества», «уровень коррупции», «независимость СМИ», «избирательный процесс» и другие.
«В 2015 году Украина закалилась, пережив времена сложных испытаний для украинской государственности, связанные с военным вторжением и фактической оккупацией востока страны Россией и незаконной аннексией Крыма. Все эти события обошлись Украине более десяти процентов от общей численности ее населения и около девяти процентов ВВП в 2014 году. В течение года центральная власть занималась вопросом «минских переговоров» с Россией. В результате заключения «Минских договоренностей» в конце февраля 2015 года в Донбассе установился шаткий режим прекращения огня, однако обстрелы возобновились в сентябре, после чего ситуация стабилизировалась снова», –отмечается в Основном отчете доклада «Страны переходного периода – 2016».
Украина и другие бывшие советские республики
Авторы доклада считают, что в 2016 году Украина будет сталкиваться с «вызовами, связанными с сохранением ее государственного суверенитета и территориальной целостности».
«Впрочем, самый тяжелый кризис, вероятно, уже позади, и страна будет иметь больше возможностей для проведения реформ и стимулирования восстановления экономики. Крупнейшими вызовами остаются высокий уровень коррупции и слабость институтов, призванных обеспечивать верховенство права. Коалиция большинства в парламенте охвачена внутренними распрями, и нельзя исключать того, что в 2016 году может произойти роспуск Верховной Рады и проведение внеочередных парламентских выборов», – подчеркивается в документе.
Государства Центральной и Восточной Европы, бывшие советские республики, о которых говорится в докладе, разделены на пять групп: «Консолидированная демократия», «Полуконсолидированная демократия», «Переходное правительство или смешанный режим», «Полуконсолидированный авторитарный режим», «Консолидированный авторитарный режим».
Среди постсоветских республик наилучшие показатели у Грузии, Украины и Молдовы. Эти страны находятся в группе «Переходного правительства или смешанного режима». Кыргызстан и Армения – в группе «Полуконсолидированный авторитарный режим». Наихудшие показатели – у России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана. Они расположились в группе «Консолидированный авторитарный режим».
Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия и Словения составили группу стран с наивысшим уровнем развития демократии – «Консолидированная демократия».
Украина не вернется назад
По мнению председателя правления Центра стратегических исследований Павла Жовниренко, исследование Фридом Хаус наглядно демонстрирует поступательный процесс развития демократии в Украине.
«Вероятность возвращения Украины к авторитаризму очень маленькая. Начиная с 2004 года, Украина прошла важные этапы становления гражданского общества. Этот процесс в Украине не сравнить с аналогичным в России – где сильное государство, но слабое гражданское общество. В Украине наоборот – сильное гражданское общество и слабое государство», – подчеркивает Павел Жовниренко в комментарии Русской службе «Голоса Америки».
Вместе с тем Павел Жовниренко отмечает, что государственная власть должна быть «слабее» общественной и это в интересах развития любой страны.
«Государство должно быть слабее общества, этот процесс фиксируется в нормальных демократических, при условиях неведения войны. Я оптимистически настроен, когда мы говорим об Украине – украинское сильное гражданское общество должно сделать сильным государство. За годы независимости мы прошли процесс самоорганизации, самообразования, самостроительства, несмотря на коррупционные скандалы, олигархическую систему управления государством», – подчеркивает Павел Жовниренко.
Некоторое снижение темпов развития демократии в Украине, отображенные в «Интегральном индексе демократии» за последние десять лет, Павел Жовниренко называет попыткой «системы закрутить гайки».
«Система пытается укрепиться – идет бескровная война между олигархическими кланами и гражданским обществом. Особенно в период с 2010 года и до конца 2013 года система делала максимум для того, чтобы приручить суды и прокуратуры, закончить процесс развития демократии, начинавшийся еще при Леониде Кучме и продолжавшийся при Викторе Ющенко», – утверждает Павел Жовниренко.
Гражданское общество в Украине, по мнению эксперта, «более прогрессивно», чем политический класс, однако простые украинцы еще не до конца методологию влияния на политиков.
«Граждане прекрасно понимают, что суды и другие органы власти укомплектованы ставленниками олигархата. Гражданское общество это понимает и ощущает силу, и знает методы, как с этим бороться – пока в качестве приоритетов являются выступления типа Майдана или демонстраций. Избиратели еще осознали важности выборов на это нужно направить усилия на то чтобы изменить избирательную законодательство для того, чтобы по максимуму в Верховной Раде и на других уровнях законодательной и исполнительной власти в стране были представлены те, кто платит налоги, а не те кто скрывает свои деньги в оффшорах», – подчеркивает Павел Жовниренко.
Децентрализация в приоритетах реформ
Эксперт по вопросам международной безопасности Украинского независимого центра политических исследований Виталий Мартынюк говорит о развитии украинского общества, в сравнении с другими постсоветскими республики.
«Украина в сфере развития гражданского общества в 2015 году сделала шаг вперед. Еще многое предстоит доделать для того, чтобы общество смогло влиять на жизнь Украины, проведении реформ и развитие экономики», – говорит Виталий Мартынюк Русской службе «Голоса Америки».
Виталий Мартынюк считает, что децентрализация власти в Украине – одна из наиболее важных системных реформ, которая позволяет надеяться на улучшение жизни в стране.
«Наверное, это одно из главных желаний в обществе – принимать участие и самостоятельно нести ответственность за жизнь на местах. Об этом говорят не только на общенациональных дискуссионных и политических площадках, но и активно обсуждают в областях – не все теперь решается в Киеве», – считает Виталий Мартынюк.
Одной из «угроз» для развития демократии в Украине, Виталий Мартынюк называет нереформированную административную систему.
«Ее нужно радикально изменить и поменять подход к работе со стороны чиновников и всех тех, кто работает в бюджетной сфере, на деньги налогоплательщиков. В сознании бюрократов должно родиться понимание, что они работают на государство, их наняли для этой работы», – подчеркивает Виталий Мартынюк.
По данным Фридом Хаус, за последние десять лет исследований в Украине наилучшие показатели и оценки по шкале «Интегрального индекса демократии» фиксировались в 2007 и 2008 годах (по 4,25 баллов), наихудшие – в 2012, 2013 и 2014 годах.
http://www.golos-ameriki.ru/content/tb-on-freedom-house-report-ukraine/3282230.html