«Казахстан-2050». При реализации Нового стратегического курса состоявшегося государства на нас, казахов, возлагается особая ответственность).
Из Послания Президента Казахстана Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»:
Уважаемые казахстанцы! Мои соотечественники!
Сегодня в своем Послании обращаюсь к каждому из вас.
Перед страной стоят масштабные задачи. И я уверен в нашем успехе.
Каким я вижу Казахстан будущего?
Я твердо уверен, что казахстанцы 2050 года – это общество образованных, свободных людей, говорящих на трех языках.
Они – граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они – патриоты своей страны.
Я убежден, что Казахстан 2050 года – это общество Всеобщего труда. Это государство с сильной экономикой, где все делается для человека. Где лучшее образование, лучшее здравоохранение. Где царят мир и спокойствие. Где граждане свободны и равны, а власть справедлива. Где верховенство закона.
Я верю в то, что мы движемся правильным курсом, и ничто не сможет сбить нас с верного пути.
Если мы будем сильны, с нами будут считаться.
Если мы будет надеяться на чудо или полагаться на других, мы растеряем достигнутое.
И сегодня мы должны сделать единственно верный выбор.
***
Особая ответственность за реализацию нового стратегического курса «Казахстан-2050» лежит прежде всего на казахах.
Мы не должны забывать, что адекватный ответ вызовам времени мы сможем дать только при условии сохранения нашего культурного кода: языка, духовности, традиций.
Скажу на понятном, особенно для молодежи, языке. Когда случается сбой в компьютерной программе? Тогда, когда нарушается программный код.
Так и в жизни. Если нация теряет свой культурный код, то разрушается и сама нация. Этого нельзя допустить!
Я верю, что наша достойная история, память о наших славных предках помогут нам преодолеть трудности грядущего времени. История – свидетель: в непростые времена наш народ всегда объединялся и превращал невзгоды в свои победы.
Алтау ала болса, ауыздағы кетеді.
Төртеу түгел болса, төбедегі келеді.
(Если шестеро будут в раздорах, растеряют последнее.
Если четверо будут вместе, смогут достичь, казалось бы, даже несбыточных целей).
Так было почти 300 лет назад у Аныракая, где объединились казахи. В тот момент преданность своей земле и здравый смысл взяли верх. Этот подвиг совершили предки каждого из нас.
То, как мы выйдем из грядущих трудностей, также зависит от нас, от нашего единства.
Наши предки не зря говорили: «Отан оттан да ыстық» (Тепло Родины огня жарче).
Я обращаюсь к нашему старшему поколению. Ваша мудрость должна помочь младшим поколениям идти по верному пути, любить Родину.
Я обращаюсь к среднему поколению. На вашу долю выпало крушение одной страны и возрождение независимого государства.
Это было время сложных и трудных решений. Ваш приобретенный опыт – это неоценимый капитал, который поможет всем нам пройти сквозь невзгоды.
И, наконец, я обращаюсь к нашей молодежи. Вы – воплощение всех наших надежд на будущее. Все, что делается сегодня, – делается для вас. Большинству из вас столько же лет, сколько и нашему независимому Казахстану. А к 2050 году вы уже зрелые граждане, принявшие участие в исполнении этой программы. Дальнейший путь страны определять вам.
Вы воспитаны в условиях Независимости –того, чего не было у нас. Ваше новое независимое мышление. – это фактор, который поведет страну к новым целям, кажущимся нам сегодня далекими и недосягаемыми.
Я призываю весь народ вооружиться вечными качествами – усердием, трудолюбием и целеустремленностью, которые помогут нам устоять и создать нашей Родине достойное будущее.
Я верю в вас. Я верю, что новый исторический шанс не будет нами упущен.
*** Астана, Аккорда, 2012 год.
Асылы ОСМАНОВА, председатель общественного объединения «Мемлекеттік тілге құрмет»:
Мы – независимое государство. Наша цель и долг – навечно сохранить нашу независимость. Что нужно для этого делать? Необходимо укрепить наш национальный дух, сохранить традиции и обычаи.
Что является главным стержнем всего этого? Государственный язык!
Лидер нации не зря отметил в Послании, что «Казахский язык – будущее Казахстана. К 2025 году казахский язык будет на первом месте во всех сферах жизни казахстанского общества, в любой среде станет языком повседневного общения».
Когда казахский язык станет языком всеобщего употребления и на деле получит статус государственного языка, мы сможем с полным правом называть нашу страну КАЗАХСКОЕ ГОСУДАРСТВО.
Действительно, обозначение Казахстана у которого есть такой богатый язык, такая богатая земля, народ с такой же, как его бескрайние степные просторы, широкой душой, давший кров и братскую заботу представителям многих этносов, как «Мәңгілік ел», имеет очень большой смысл.
В нем заключается наше общее будущее.
Я верю, что все те инициативы и задачи, которые перед казахстанским народом ставит заложивший основы Независимости Лидер нации Нурсултан НАЗАРБАЕВ, будут выполнены.
Казахстан, обозначенный в президентском Послании как «Мәңгілік ел» должен развиваться в орбите казахского языка, так как казахский язык – средство общения, взаимодействия.
Наш язык, как отмечает Глава государства, обеспечивает преемственность между нашими героическими предками и последующими поколениями, является хранителем культурных истоков и традиций народа.
Язык – это самая большая ценность народа. Ибо камни разрушаются от времени, железо стареет от ржавчины, человек, спустя положенный ему срок, уходит из жизни.
И только язык остается тем единственным мостом, через который от поколения к поколению передается духовное наследие народа.
Именно поэтому эстафету Независимости в веках передаст последующим поколениям язык, являющийся опорой для народа.
Именно поэтому я свято верю, что ҚАЗАҚ ЕЛІ продолжит свою историю как «МӘНГІЛІК ЕЛ».
Бакытжан САТЕРШИНОВ, зав.отделом религиоведения Института философии, политологии и религиоведения, доктор философских наук:
— Это Послание является на сегодня документом большого государственного значения, определяющим стратегическое направление национальной политики для укрепления независимости, сохранения целостности нашей страны, ее дальнейшего развития как суверенного государства и всего казахстанского общества.
Когда Президент говорит о будущем Казахстана как о «Мәңгілік ел», он на одно из первых мест в повестке дня ставит вопросы исторического сознания нации.
Чем глубже историческая память, характеризуемая как социальная-культурная категория, и чем глубже корни исторического сознания, сам человек и в целом общество становятся более богатыми духовно.
Как известно, главное кредо для исторической науки – для того, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее, надо знать прошлое.
Жизненные и гражданские принципы человека наиболее четко определяются, если он глубоко проникает в суть социально-культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Историческая наука способствует формированию научного мировоззрения человека и влияет на взращивание в нем гуманитарных идеалов.
Воспитывает любовь к родине, гордость за ее прошлое и настоящее, что порождает и формирует чувство патриотизма.
В течение двадцати лет Независимости Казахстан не только смог уменьшить последствия духовного упадка, имевшего место в эпоху колониализма и тоталитаризма, но и вступил в новый период становления своей государственности.
Тем не менее, хотя Казахстан на нынешнем этапе, сформировав национальную идентичность и культурную целостность, достиг полной, настоящей самостоятельности, его стремление к созданию «Мәңгілік ел» в условиях жесткой конкуренции в эпоху глобализации требует наряду с политическим, социально-экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости.
Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация необходимо сформировать через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры, присущее данному обществу историческое сознание .
Так как история связана с прошлым, человеческой памятью и социальным сознанием, возродить историческое сознание можно через изучение, исследование самобытной истории.
Таким образом, возрождение фундаментальных ценностей, составляющих основу национальной культуры –наряду с родным языком, пробуждающим людей в духовном плане, возрождение традиций, полное восстановление исторического прошлого народа путем всесторонних исследований, формирование исторического самосознания – все это составляет духовную платформу Независимости.
Кубаш САГИДОЛЛАҰЛЫ, политолог:
Философско-политические основы приведенного в Послании Лидера нации «Казахстан-2050» понятия «Мәңгілік ел» берут свое начало со времен саков, гуннов, древних тюрок.
К примеру, Хасен Кожа-Ахмет слово «монгол» сопоставляет со словосочетанием «мәңгі ел». По его мнению, приведенное в тексте Культегина понятие «мәңгі ел» больше соответствует обозначению идеологического принципа государствообразующего народа каганата, чем названию государства.
К тому же , думается, что есть определенная логика в в рассуждении о том, что Чингис хан объявил свое государство «Мәңгі ел», использовав еще в древнейшие времена имевшую место идеологическую цель-мечту, сформулированную как «мәңгі ел».
По моему мнению, существующему сегодня на территории, где в прежние времена правили могучие империи саков, гуннов, тюрков, Чингис хана, Алтын Орда, государству Казахстан идея «мәнгілік ел» переходит как бы в наследство от предков.
Служение этой идее спасало нашу землю во все времена от захватчиков, и эта связь во времени и в истории не должна прерваться.
Ибо, как отмечено в президентском Послании, «только при условии сохранения преемственности между деяниями наших героических предков, достижениями нынешних и светлым будущим последующих поколений, мы можем стать «Мәңгілік ел».
Идея «мәнгілік ел» всегда была тем мостом, который связывал имевшие славную. историю великие кочевые империи с мировой цивилизацией.
Она претворялась в жизнь на Великом шелковом пути, на пути развития кочевой цивилизации, которую характеризуют такие общечеловеческие качества, как гуманизм, сохранение единства народа с присущими ему широтой души и добросердечностью.
В сегодняшнюю эру глобализации, которая пожирает и обезличивает все на на своем пути, идея «Мәңгілік ел» является гарантией возрождения нашего древнего тюркского мировоззрения-бытия , основ цивилизации номадов в их современном виде, расцвета нашей страны как передового, сильного государства.
С обретением независимости наша страна получила исторический шанс для претворения в жизнь этой идеи.
Это означает, что у независимого Казахстана, известного мировому сообществу как стремящееся к добрососедству, миролюбивое, государство, есть огромный, пока еще никем не оцененный и все еще не использованный в полной мере потенциал.
А это означает, что идея «мәңгі ел» — это ключ к нашему национальному коду.
***
В Астане есть величественная арка «Мәңгілік ел». Эта композиция создана по проекту дизайнера Сагындыка ЖАНБОЛАТОВА и скульптора Каната КОРГАНОВА.
Как известно, сама идея об установке этого замечательного архитектурного ансамбля в честь юбилея Независимости Казахстана принадлежит Лидеру нации – Нурсултану НАЗАРБАЕВУ.
У понятия «Мәңгілік ел», считает С.Жанболатов, есть глубокие исторические корни и большое идейно-философское содержание.
В тюркском историко-лингвистическом понимании слово «мәңгі» соответствует смысловым значениям таких понятий, как «Тәңір», «Құдай», «Алла», полагает он.Таким образом, понятие «Мәңгілік ел» означает «страна, народ Всевышнего».
…Сегодня мы, устремив свои взоры в будущее, поставили перед собой цель – построение «Мәңғілік ел». Чтобы достичь этой цели, нужно единство. В нем – наша сила.
Источник: интернет-версия газеты «Айқын», 03.06.2013.
Автор Берік БЕЙСЕНҰЛЫ.
Перевод Гайнижамал ШЕКЕЙ.