Эта статья вышла в газете «Дат» и вызвала огромный резонанс в среде казахской интеллигенции. Можно соглашаться или не соглашаться с отдельными положениями выступающих, но не замечать общий настрой, царящий в казахосфере, думаю, было бы не правильным. Поэтому, полагаю, и наши русскоязычные читатели должны знать, какие настроения царят в умах казахской интеллигенции.
С.М.
В воскресенье 22 сентября в здании Алматинского городского архива группа общественных деятелей провела собрание, посвященное Дню языков. Слово «здание» звучит громко, на самом деле архив находится на одной из окраин города, в одном из труднодоступных для транспорта мест.
Но, наверное из-за того, что собрание должен был вести известный общественный деятель, народный писатель Мухтар ШАХАНОВ, рассчитанный на 300 мест зал был набит до отказа. Многие из тех, кому не хватило мест в зале, встали в проеме широко открытых дверей, остальным пришлось разойтись.
Как заявил на этом собрании известный журналист Жарылкап КАЛЫБАЙ, в Казахстане День языков должен почитаться и отмечаться наравне с Днем Независимости.
Здравомыслящая власть, используя этот праздник, должна была организовать и провести различные мероприятия в интересах казахского народа, Сказать много красивых слов. Однако, к сожалению, этого не произошло. Этот знаменательный праздник, для которого не нашлось места в центре города, прошел так же незаметно, как проводы в день свадьбы девушки-сироты.
Мало того, что радетели родного языка еле добрались до здания архива, плутая в его поисках на глухой городской окраине. Так еще то, что народ, собравшийся пожелать равенство полузабытому государственному, не смог поместиться в небольшом зале.
А это как бы означало, что власть ни в грош не ставит интересы казахского народа.
Если учесть, что число собравшихся не превышало 500 человек, также вызывает недоумение, что так мало собралось радеющих за язык «нагыз казахов». Тем не менее, на этом собрании, проведенном в День языков с разрешения городской администрации и под контролем полиции, было поднято много острых проблем при таком же остром их обсуждении.
Все опубликованные на развороте нашей газеты выступления и другие выступления писателей, ученых, политологов, общественных деятелей, которые с горечью и негодованием говорили о положении казахского языка, были встречены участниками собрания с горячим одобрением.
Так, Советхан ГАББАС говорил об отсутствии государственной национальной идеологии, писатель Жанузак АКИМ и журналист Даурен БАБАКУМАР предлагали меры по развитию казахского языка.
А заместитель акима города Зауре АМАНЖОЛОВА стала докладывать, что власть, мол, то сделала, это сделала по вопросу внедрения казахского языка. Но когда она начала перечислять открывшиеся в новом году казахские школы, собравшиеся стали выражать недовольство, в зале поднялся шум-гам.
Здесь надо отметить, что в этом году День языков не только в Алматы, но и в других регионах Казахстана проводился только для «галочки».
Когда в конце собрания пятилетний Шаймерден в течение 13 минут взволнованно прочитал поэму о казахском языке, все остались довольны услышанным. Народ расходился в приподнятом настроении, с уверенностью, что судьба родного языка будет в надежных руках нового поколения.
Мухтар ШАХАНОВ, поэт:
«ЕСЛИ БЫ Я НЕ ПОВЕЛ СЕБЯ КАК «БЕЗУМЕЦ»…
Инициатором мероприятия стал Мухтар ШАХАНОВ, который открыл собрание. Выступив с взволнованной речью, он выразил недовольство политикой власти, результатом чего является печальная участь казахского языка, вторичность положения в общества казахского народа. Вот краткое изложение его выступления:
В 1989 году 22 ноября на заседании Верховного Совета Казахской ССР рассматривался языковой вопрос. Сначала на обсуждение поступили предложения ввести в качестве государственных, два языка – русский и казахский.
Поэтому депутаты поставили на голосование одновременно два языка. Таким образом, предложение получило поддержку. Все шала-казахи обрадовались, на радостях стали обниматься-целоваться друг с другом
Я не мог сдерживаться, видя, как решился вопрос, у меня от волнения и возмущения дрожали руки от осознания огромной несправедливости. Тогда я, попросив слова, снова вышел на трибуну и заявил, что это недопустимо.
Ранее я вносил предложение, что в союзных республиках государственным языком должен быть язык коренных народов (на съезде народных депутатов СССР).
Затем мы вдвоем с Расулом ГАМЗАТОВЫМ смогли убедить Михаила ГОРБАЧЕВА согласиться с этим предложением.
Затем Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан провозгласили свои национальные языки государственными. А ситуация в Казахстане сложилась по-иному: русский язык должен был применяться наравне с казахским.
Мне ничего не оставалось, как заявить: итогом этого решения станет «второй Желтоксан», после чего руководство республики, видимо испугавшись такой перспективы, призадумалось.
Затем президент НАЗАРБАЕВ объявил: «Предложение ШАХАНОВА повторно вносится на голосование».
После чего, хотя подобный ход процедуры обсуждения и принятия решения был все же незаконным, но раз сам первый руководитель республики выступил с подобным предложением, вопрос был вынесен на повторное голосование.
А после того, как Назарбаев сам первым поднял руку, депутаты поддержали мое предложение. А до этого некоторые из них назвали меня «безумцем».
И все же, благодаря моему «безумству», казахский язык получил статус государственного.
Если бы я, как все остальные депутаты, промолчал тогда, сегодня казахский язык был бы простым дополнением к русскому языку, который стал бы государственным. И сейчас ситуация с казахским языком была бы намного плачевнее, а 70-80 процентов казахов обрусели бы совсем.
В Казахстане на родном казахском языке выходит всего лишь около 500 газет. А из бывшей метрополии России на казахстанской территории распространяется 5248 газет и журналов. В книжных магазинах тоже преимущественно российская продукция. Торговые организации пренебрегают книгами казахский писателей. Это – искусственно насаждаемая ситуация!
Если мы поднимаем голос в защиту интересов казахского народа, который стоит на грани исчезновения, то на нас сразу же приклеивают ярлык националистов. А в Москве все борцы за будущее русского языка – патриоты.
Видите, к чему нас привела неправильная политика в языковом вопросе? Надо подавать в суд на тех, кто голословно обвиняет казахский патриотов в национализме. В чем заключается «национализм» казахов, которые всего лишь защищают свой родной язык?!
Дулат ИСАБЕКОВ, писатель: «ЧТО СТАЛО С НАМИ?!»
Во всем мире нет такого народа, который бы так равнодушно относился к судьбе своего родного языка. Что с нами стало?! Как только казахи занимают должности во власти, сразу меняются. Некоторые уже имеют звания казацких «атаманов».
У нас есть поговорка: «Наши предки были батырами, мы никогда не склоняли головы перед врагами», и сегодня многие из нас любят ее повторять. Но где сегодня эти батыры, уже ничего не осталось от героизма наших предков, особенно в писательской среде.
В нашем Союзе писателей насчитывается около 700 писателей. Но они – не настоящие писатели. Ведь, как говорил Муқан (Мухтар Ауэзов), тот, кто не думает о судьбах своего народа, тот не может называться писателем.
Недавно, на одном собрании я сказал: «Не надо выступать так, будто готовишься вступить в драку. Если казахи будут едины, стоять плечом к плечу, все поймут, что мы – сила. Казахи стали нацией, у нас окрепло самосознание, поэтому мы должны защищать свой язык – разве не в этом наша задача?
У нас, казахов, слово – это одно, дело – это другое, то есть слово расходится с делом. Вот недавно был назначен новый министр науки и образования. И что с этого? Заняв должность, он сразу начал с реформирования в этой сфере. И что это за вечные, непрекращающиеся реформы?!
Так вот, если раньше на изучение государственного казахского языка в русских школах отводилось четыре часа в неделю, то теперь его изучение сокращено на два часа. Зато в казахских школах на изучение русского языка добавили два часа.
И что это за такие «гениальные реформаторы»? И это называется реформа школьного обучения в независимом, суверенном Казахстане?!
По-моему, все это направлено против казахского народа, его будущего. Мне иногда даже кажется, что у нас действуют какие-то тайные институты, которые занимаются антиказахской стратегией.
«Ұлы сөзде ұяттық жоқ» («в словах с великим смыслом нет ничего зазорного»). Так вот, врачи даже заявляют о том, что у казахской молодежи в возрасте 20-30 лет нет семени для производства детей, наших потомков. Все это на самом деле кажется результом целенаправленной антиказахской деятельности.
А мы, несчастные, добродушные казахи, этого не замечаем. Если нам скажут, что завтра народ сгинет, мы, наверное, организуем тои, пригласим на них своих сватов (құда) и будем безучастно ждать конца, вместо того, чтобы сопротивляться.
Сегодня казахи набирают кредиты для проведения различных тоев, а потом сидят без средств к существованию, без крова над головой. Сородичи мои, мы становится уже не народом, а толпой, которая не думает о перспективах, не стремится заглядывать в собственное будущее. Живем по принципу «день прошел и ладно, будь, что будет», но ведь так жить нельзя, братья мои!
Союз Писателей должен быть вторым парламентом, ведь в свое время даже КОЛБИН дважды приходил на встречу к нам (на съезды писателей).
А как проходили съезды писателей во времена КОНАЕВА: два дня он сам лично присутствовал на заседаниях, затем оставлял своих заместителей.
А ныне наши писательские съезды проходят на уровне собраний аульных «месткомов». Почему сегодня писатели столь безучастно относятся к таким мероприятиям? Оттого, наверное, что власть не считается с писательским сообществом, интеллигенцией, ставя целью заглушить ее голос, не дать ей стать силой в обществе.
Если уйдет поколение 60-70 летних, то уже никто не станет поднимать голову, наступит эпоха безмолвия.
Сначала увеличилось число «двуязычных казахов», а теперь уже «трехъязычными» становятся. В советское время изучение русского языка в казахских школах начиналось с четвертого класса. А теперь начинают учить наших детей русскому языку уже с первого класса.
Но ведь это прямая дорога к манкуртизации? В таких условиях какой из трех языков ребенок должен осваивать в первую очередь? Он не сможет проникнуть в суть своего родного языка, войти в сакральный мир «ана тілі» – «материнского языка»?
Во власти у нас есть во всех отношениях замечательные джигиты: но неужели им не нужен их родной, казахский язык? Я бы хотел внести в постановление, которое мы примем по итогам нашего собрания, специально для полицейских, контролирующих нас, следующее предложение:
«Айналайындар, вы тоже казахи, дети казахского народа. Мы здесь собрались, думая о будущем и ваших детей. Наверное, вам дали приказ, но вы не слишком-то старайтесь, если переусердствуете, сами же себе выроете яму и попадете в нее.
В свое время Магжан акын (поэт Магжан Жумабаев) обратился к «вершителям порядка» со следующими словами, умоляя их: «Сталин, наверное, приказал «расстреляйте, повесьте их». Но он, наверное, не говорил вам, «выдерите усы у Сакена Сейфуллина, распинайте Бейимбета Майлина. А кто все это делал – сами же казахи! Вешайте, стреляйте, но не мучайте их, не издевайтесь над ними».
Во время вчерашних событий в Жанаозене один джигит, лежа на земле, находясь между жизнью и смертью, открыв глаза, увидел над собой полицейского. И заметил на его лице наслаждение зверя от того, что перед ним находится бессильная, беззащитная жертва. Такое упоение жестокостью было и у «стражей порядка» в 1986 году.
Точно так же в декабре 1986 года казахи-милиционеры испытывали садистское наслаждение от криков мольбы девушки-казашки, которая умоляла их пощадить ее, обращаясь к ним с возгласами «аға! көке!». А они вместо сострадания, еще больнее били ее сапогами. Эй вы, казахи, что стало с вами?! Арестуй, закрой в тюрьму, но зачем надо было издеваться, тащить за волосы, ведь она твоя дочь, твоя сестренка?!».
Вот такой пункт обращения к полицейским я бы добавил в постановление нашего собрания.
Если бы мы провели сегодняшнее такое собрание в более широком масштабе, заявив при этом, что мы не претендуем за власть, мы только хотим высказать свое мнение, нас все равно назвали бы «оппозицией».
Но оппозиция – это партия, борющаяся за власть, мы же не стремимся к этому. Мы хотим всего лишь выразить истинное положение вещей в языковом вопросе, обнажить правду, хотим защитить свой язык. Но почему из-за этого мы должны быть виноватыми?
Китай с его 1,5-миллиардным населением, Россия со 147-миллионным народом защищают свои языки, а казахский язык они защищать не будут. Когда же проснется наше самосознание, наше чувство собственного достоинства?
Правительство говорит, что к 2020 году страна перейдет на казахский язык. Но ведь всем понятно, что это – пустые обещания.
В акиматах и Алматы, и Астаны все говорят на русском языке. Если спросишь, почему так – сам выглядишь дураком.
Для того, чтобы к 2020 году полностью освоить и перейти на государственный казахский язык, языковым комитетам, оказывается, выделяются миллионные средства.
Куда уходят эти деньги, и какой русский, или какой казах, не знающий своего языка, благодаря им, уже овладели казахским языком?! Вопрос есть, а ответа на него нет.
Но ведь эти выделенные деньги должны использоваться на заботу о казахском языке.
Сегодняшний праздник – это не День европейских языков.
Разве нельзя объявить его Днем казахского языка, а если вывесить на улицах плакаты и объявления об этом, то неужели кто-то пострадает от этого, «біреудін өті жарылып кете ме?:» («у кого-то лопнет желчный пузырь»?»
Мы благодарны власти за то, что она нам дала хотя бы этот маленький зал для нашего собрания. А ведь все в руках самих же, наших казахов.
Раньше мы обижались на Москву, что во всем зависим от нее, что она связывает нам руки, ограничивает в свободе.
Но разве мы уже не обрели Независимость? Раньше наша страна называлась «Казахская Советская Социалистическая Республика». Потом выкинули слово «Казахская» и назвали «Казахстаном».
Когда меня в русскоязычных газетах стали называть казахстанским писателем», я твердо им заявил, что я казахский писатель. Не говорят же «российский писатель», а «русский писатель»!
Почему мы стараемся вместо хороших сторон других народов, научиться у них плохому?
Если немцы, русские, французы борются за чистоту своих языков, то казахи, наоборот, борются за его загрязнение.
Как говорит казахская пословица, «Көп қорқытады, терен батырады» («Народ – это сила, может испугать и уничтожить любого»).
Если сегодня не потребовать от власти решить языковой «казахский вопрос», никаких изменений не будет.
Сколько министров, не владеющих казахским языком, сидит в правительстве! Даже сын известного казахского филолога Идрисова – министр иностранных дел Ерлан ИДРИСОВ – ни слова не знает по-казахски. Вы же не думаете, что такие, как он, к 2020 году освоят казахский язык и заговорят на нем?!
Есть еще министр Каппаров. Когда упал «Протон», он говорил о регионе, где падают «Протоны», чуть ли не как о курортном месте, а сам там ни разу не был. Послушаешь его, так и хочется туда поехать на отдых.
Один, полтора миллиона чеченцев держат Москву в страхе, может нам надо хотя бы часть наших шала-казахов обменять на 20 чеченцев?..
Кто убивает казахов на своей же земле – местные чеченцы: они убили казахов в Малыбае, Маловодном, в Шенгельды изнасиловали девушку-казашку. А мы молчим. Когда в Индии изнасиловали девушку, полтора миллиарда индийцев вышли на улицы, а преступников приговорили к смертной казни.
А побоище в Жанаозене? Вон недавно в Турции полицейские убили одного студента, так вся Турция поднялась в протесте. А мы, даже если нас уничтожают, молчим. Никто даже не спросит у властей: «Что вы делаете?!».
А все потому, что нет у народа своих вождей. Но думаю, что даже если бы были живы Ауэзов, Муканов, мы бы, наверное, даже к ним не стали бы прислушиваться. Все дело в том, что мы стали глухи, поэтому и праведные слова не входят в наши уши.
Если мы в предстоящую очередную годовщину Желтоксана массово не выйдем на площади городов, чтобы защитить наш родной казахский язык, власть так и будет держать его в узде.
Давайте же сплотимся все вместе вокруг нашего материнского языка, сами защитим свой родной язык!
Рысбек САРСЕНБАЙУЛЫ,
главный редактор газеты «ЖАС АЛАШ»:
«ЕСИМОВ ОТПРАВИЛ ЯЗЫК КАЗАХОВ В АРХИВ»
Место, где мы собрались – центральный архив города, здесь хранятся документы, отслужившие свой срок. Они покрыты архивной пылью, сюда приходят только те, кто ищет необходимые ему документы.
Мы сегодня благодарим акима Алматы ЕСИМОВА за то, что он разрешил нам здесь собраться в честь Дня языков. Я тоже хочу выразить ему свою «благодарность его прозорливости».
Наверное, он считает, что дни казахского языка сочтены. Поэтому, не дожидаясь, когда он окончательно отомрет, с большим намеком на то, что его время закончилось, аким отправил нас в здание архива, чтобы мы почтили здесь память о своем языке. Типа, казахский язык свое отжил, пусть теперь спокойно лежит в этом архиве.
Таким образом, по мнению акима города, казахский язык в Алматы достоин того, чтобы лежать в архиве.
Но каково положение не только казахского языка, но и самого его носителя – казахского народа?
Надо отметить, что его состояние очень плохое: гражданские права попраны, к тому же он не имеет возможности даже есть пищу, которую ему дает его собственная земля.
Если раньше наш народ добровольно, в силу широты своей души отдал все, что имел, пришлым, то сегодня все забирается у него силой и хитрыми уловками. Казахи лишились своей прибыли и доходов от природных богатств, добываемых из недр своей земли.
Казахи лишились также своей чести и национального достоинства!
Если лишимся своего родного языка, тогда потеряем и национальный дух.
А если потеряем дух, то лишимся вообще всего, что имеем!
Сегодня наш народ стоит перед самой большой трагедией!
Сегодня в Казахстане сложилась ситуация, которая требует объединения всех казахов. Наш народ могут объединить те, кто сегодня здесь с нами, в этом зале – Мухтар ШАХАНОВ, Дулат ИСАБЕКОВ, Мекемтас МЫРЗАХМЕТОВ.
Нам надо провести Курултай казахов, на котором обсудить и решить судьбу нашего языка, судьбу нашей государственности.
Нужно провести большой общенародный сбор, на котором будут обсуждены казахские национальные интересы, решится судьба казахского народа.
Казахский народ, который прошел через столько испытаний, через этногеноцид, не должен оставаться безучастным к своей собственной судьбе и судьбам своей земли. Поднимем головы, расправим плечи, сохраним свою нацию и страну!
Мекемтас МЫРЗАХМЕТОВ, ученый:
ПЕРВЫЙ ВРАГ КАЗАХСКОГО НАРОДА – ЭТО ШАЛА-КАЗАХИ
Наша национальная трагедия в том, что мы стоим перед распадом нации. Со стороны языка, надо, признать, мы уже переживаем распад.
Нет у нас монолитности и в религиозной сфере, так что и здесь у нас много разногласий. Самые опасные для нас – ваххабиты. Сегодня они сидят во власти, извратили учение салафитов. И в конце концов мы пострадаем от вахаббитов.
В сфере письменности мы тоже разобщены, Местные казахи пишут на кириллице, в Китае – на арабском, в Турции – на латинском. Таким образом, единый народ не может читать и понимать друг друга. Легко говорить об это, но на самом деле – это большая трагедия.
Что нужно делать, чтобы объединить народ? Перед нашим народом стоит проблема единения.
В мире есть более 200 государств. И в каждом из них, кроме казахов, все говорят на родном языке.
Корень нашей языковой проблемы лежит в прежней, колонизаторской политике. После завоевания Средней Азии, метрополия сравнила нас с другими народами региона и поняла, что самосознание казахов очень высокое.
Поэтому было решено проводить политику подавления нашего национального самосознания и превратить нас в умирающую нацию. Царское правительство приступило к этой задаче, затем советская власть, как наследница бывшей империи, продолжила политику русификации.
В 1932 году во времена репрессий из таджиков расстреляли 1, из узбеков – 7 человек, а из казахов – 25 тысяч человек. Почему? Да потому что России было тяжело удерживать в узде непокорных, с проснувшимся самосознанием казахов, надо было обуздать наш народ.
И как нам теперь освободиться от этого имперского наследия? Мое предложение – использовать действенные меры.
Наш народ сбивает с истинной дороги многочисленная группа шала-казахов. Когда растаскивали государственное имущество во время приватизации, в первую очередь разбогатели именно они, во власти сегодня сидят – тоже они, не говорят по-казахски – тоже они.
Они что, дети Всевышнего, что ли?! Их надо привести в чувство. Пусть берут на работу хоть русского, хоть китайца, а казахов не надо брать на работу, если они не знают казахского языка.
И если после этого казахи не освоят свой родной язык, покажите мне тогда таких казахов! Для этого нужна всего лишь политическая воля.
Такое явление, как шала-казахи, берет свое начало со времен царской миссионерской политики, после открытия русско-туземных школ. Оттуда пошли и первые принявшие христианство казахи.
Советская власть переняла этот опыт для смешанных школ. В суверенном Казахстане одно время было 400 смешанных школ, сейчас их число возросло до 2097-ми. Это означает, что если каждая такая школа ежегодно выпускает 150 детей, появляются 300 тысяч новых шала-казахов.
То есть фабрика шала-казахов – смешанные школы. В других республиках их давно уже закрыли, а почему мы не закрываем?
А потому что их не дают закрыть шала-казахи и шала-министры.
Вот и выходит, что первый враг нашего народа – это шала-казахи! Их такими сделала российская политика русификации.
Нам нужно вернуть шала-казахов в лоно родной нации, для этого конкретное предложение – чтобы остановить процесс шалаказахизации, необходимо закрыть все смешанные школы.
Айдос САРЫМ, политолог: «СОБИРАЙ СИЛЫ, АЛАШ!»
Если не поленившись, посмотреть в этих архивах документы по 1980-м годам, то узнаем, что в то время в в Алматы была всего одна казахская школа. Я – выпускник этой казахской школы.
В те времена были и такие случаи: если по дороге в школу в автобусе разговаривал с мамой на казахском языке, несмотря на дождь, нас выгоняли из автобуса. Мы пережили время, когда нас упрекали: «Вы почему на своем языке разговариваете?».
Эти времена остались в прошлом после Желтоксана. К тому времени казахов совсем затравили, поэтому казахская молодежь устала выносить несправедливость и поднялась на декабрьское восстание. После чего притеснения, в том числе и по языку, прекратились.
Сегодня нам надо винить, прежде всего, самих себя, а не власть. Да, вина власти – огромна! Но причина того, что в стране до сих пор не нашел своего разрешения языковой вопрос в том, что мы не умеем потребовать этого от власти. Мы не можем показать свою силу, как того требует ситуация!
Поэтому мы должны укреплять свою силу и дух.
Для этого есть несколько значительных факторов. Во-первых, надо искоренить рабское сознание. Пока мы от него не избавимся, не будут решаться ни языковой вопрос, ни все другие проблемы в интересах казахского народа.
Любая проблема упирается в силу духа, в наличие чувства собственного достоинства. Ели говорить о действиях, многие из нас активно включаются в процесс. Сегодня в городах, где раньше не было слышно ни казахского голоса, ни казахского языка, в руках казахской молодежи уже звучат звуки домбры. По инициативе активистов проводятся массовые мероприятия на казахском языке.
Язык – основной стержень нации. Второй источник нашей силы – это история. Сегодня государство, после нашего многолетнего давления, взяло в руки вопрос воссоздания нашей истории. Мы должны взять под неусыпный контроль этот процесс.
Если внимательно присмотреться к этой проблеме, то можно заметить, что история может дать много хороших уроков.
В свое время, в 60-70-е годы, наше старшее поколение, поняв, что источник национального духа – это история, обратились к ней за духовной силой. Тогда есенберлины написали книги на темы казахской истории, был снят замечательный фильм «Кыз-Жибек» на богатом историческом материале.
Благодаря тому духовному порыву, той духовной волне мы не потеряли свой казахский менталитет и с этим духовным багажом дошли до наших дней.
А где сегодня казахское кино, где казахская литература?
До сих пор не написан роман об Алашорде. Если на то пошло, то и помощь государства для этого не нужна, нами должно двигать наше чувство национального достоинства.
Еще одна большая проблема – на дворе эпоха интернета и каждый день мы включаемся в дискуссии и споры посредством Всемирной сети. К примеру, создается Таможенный союз – ясно, что у него нет будущего, но у нас хотят украсть время, лишить нас других возможностей.
Если раньше российские писатели, политологи не вмешивались во внутренние дела Казахстана, то сейчас они уже наловчились продвигать у нас свои позиции и мнения. В нашем информационном пространстве понаоткрывали различные сайты в Интернете, телеканалы и впихивают нам свою продукцию.
Нам надо проделать большую духовную работу, а для этого и без высокого руководства мы должны сами уметь давать отпор идеологическому наступлению извне.
Если посмотреть на современную демографию, среди казахстанцев от 1 года до 10 летнего возраста 80 процентов составляют казахские дети, среди 10-20 летних численность казахов составляет 75 процентов. Завтра эти дети, наши сыновья и дочери, вырастут, достигнут совершеннолетия и получат право на участие в выборах.
Каким будет в то время наше государство – этот вопрос мы должны ставить уже сегодня.
Наша цель – не дать отравить сознание будущего поколения, дать им силу, воодушевить их, сформировать в их душах национальный дух, который поможет им сохранить государство в будущем, для чего, прежде всего, надо учить их в казахских школах.
Чтобы, начиная с сегодняшнего дня, перейти к конкретным делам, надо обязать всех госслужащих уже в следующем году сдать экзамен на владение государственным языком, все госорганы вести делопроизводство и прием граждан на казахском языке.
Через требование сдачи ЕНТ на казахском языке достичь еще одной большой цели – провести работу по принятию в следующем году специального закона о государственном казахском языке.
Мы сделаем это государство страной казахов, и не только сами будем говорить по-казахски, но и всех других граждан заставим говорить на казахском! Да здравствует казахское государство! Собирай силы, Алаш!
Расул ЖУМАЛЫ, политолог: «ЯЗЫК — ПРЕДПОСЫЛКА НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА И САМОСОЗНАНИЯ»
К сожалению, казахский язык до сих пор не может достичь своего государственного статуса, хотя был законодательно утвержден в его качестве еще 25 лет назад.
Когда граждане пришли к городскому акимату Алматы, чтобы довести до властей тяжелое положение малообеспеченных социальных групп населения, их закрыли на 15 суток.
Когда на казахской территории, находясь на борту самолета в казахстанском небе, казах, гражданин страны, потребовал от стюардессы говорить на казахском языке, он тоже попал за решетку.
А недавно, когда российскому провокатору предоставили трибуну в вузе в центре Алматы, полиция задержала и хотела посадить за решетку граждан-казахов, выступивших против этого. И только после общественного протеста освободила их.
Да, здесь есть над чем призадуматься…
В праздничный день, в официальный день казахского языка нам, его радетелям, дали место на окраине города. А центральную площадь, просторные дворцы отдают заграничным известным и неизвестным организациям.
Язык – это то, что дает нам возможность называть себя народом, нацией, развивать свою культуру, чувствовать себя хозяевами своей земли, воспитывать будущее поколение с чувством национального достоинства.
Согласно Конституции, государственный язык – казахский язык, а в дополнение к нему русский язык прописан в Основном Законе для возможного его использования в государственных организациях и местных органах самоуправления.
То есть русский язык имеет статус всего лишь дополнительного средства общения, никакого государственного статуса ему не предоставлено.
И мы имеем право требовать соблюдения конституционных положений.
Жарылкап КАЛЫБАЙ, главный редактор журнала
«Жұлдыздар отбасы:
«МЫ ДОЛЖНЫ БОРОТЬСЯ ЗА СВОЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
Если казахи хотят построить свое национальное государство, первым делом надо организовать движение «За казахский язык!», бороться за наш родной язык. Только тогда наша Независимость будет крепкой.
Недавно в Испании каталонцы вышли, держась за руки, и организовали людскую цепь на протяжении тысячи километров. Так они, выстроившись в единую линию, показали, что у них есть единство народа и потребовали отделения от Испании в качестве самостоятельного государства.
А мы, казахи, сегодня должны были в крупных городах, областных и районных центрах вы йти на улицы и провести мероприятия по поддержке государственного казахского языка.
Но, к сожалению, мы собрались всего лишь на окраине большого города Алматы в тесном маленьком зале.
Здесь бросаются в глаза две проблемы. Первая – позиция власти в отношении казахского языка. Вторая – равнодушие самих казахов.
Власть, находясь на первых порах под влиянием духовной силы Независимости, утвердила казахский язык в качестве государственного языка нашей страны.
Однако потом, после принятия Конституции 1995 года, казахский язык стал называться государственным, а под ним написали, что русский язык является «официальным языком». То есть двум языкам были даны почти равные возможности.
В 1997 году вместо Закона РК «О языке» был принят Закон РК «О языках». Можно сказать, что это было сделано с умыслом: легко управлять страной, которая раньше была под влиянием империи.
А построить национальное государство – трудно, поэтому власть выбрала для себя более легкий путь.
«Казахи, соблюдайте порядок»!» — власть под таким лозунгом за счет казахов сохраняет стабильность в обществе. За счет казахов держится само государство. В 1930-е годы власть без гражданской войны забрала у нашего народа все поголовье скота, обрекла его на голодомор. А теперь через 22 года суверенитета, кажется, что молча, без лишних разговоров, из-за политики русификации, каждая казахская семья вымирает духовно.
Такова цена нашего равнодушия, мы стали безразличными к своей собственной судьбе, потеряли нашу способность к борьбе за свои права.
Источник – газета «Дат» («Общественное мнение»).
Подборку материалов собрания подготовила
Бакытгуль МАКИМБАЙ.
Перевод Гайнижамал ШЕКЕЙ.