[:ru]
Пассажирский Boeing 737 «Международных авиалиний Украины» (МАУ) потерпел крушение во время взлета из аэропорта Тегерана, передаёт Reuters со ссылкой на иранское государственное телевидение. На борту лайнера, по разным данным, находились от 176 до 179 человек, все они погибли. Самолет должен был выполнить рейс PS752 по маршруту Тегеран – Киев, но разбился ориентировочно в 6:00 по тегеранскому времени после взлета из аэропорта имени Имама Хомейни.
Глава Организации гражданской авиации Ирана Али Абедзаде заявил, что Тегеран пока не будет отдавать бортовые самописцы компании Boeing. По его словам, неясно, в какую страну Иран направит черный ящик для анализа его данных.
Информацию о гибели всего экипажа и пассажиров подтвердило Министерство иностранных дел Украины. По данным украинского Совета национальной безопасности и обороны, на борту находились 168 пассажиров и 9 членов экипажа. Руководство авиакомпании в свою очередь заявляет о гибели 176 человек – 9 членов экипажа и 167 пассажиров. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов на брифинге в Киеве заявил, что два пассажира не зарегистрировались на рейс, их имена и гражданство украинским властям пока неизвестны.
Как сообщил глава МИД Украины Вадим Пристайко, жертвами этой авиакатастрофы стали 11 граждан Украины – 2 пассажира и 9 членов экипажа. Из девяти членов украинского экипажа на борту находились два пилота, инструктор и 6 бортпроводников.
Большинство погибших – граждане Ирана и Канады, их 82 и 63 человека соответственно. Также в списках погибших 10 граждан Швеции, четверо граждан Афганистана, трое граждан Германии и трое подданных Великобритании. Ранее посольство России в Тегеране заявило, что россиян на борту «Боинга» не было.
Президент Украины Владимир Зеленский выразил соболезнования родственникам погибших. Он прервал поездку в Оман и отправился в Киев, сообщает Офис главы государства. Зеленский поручил правоохранительным органам Украины открыть уголовное производство по факту крушения самолета. «Независимо от выводов о причинах катастрофы в Иране, будет проведена проверка летной годности всего гражданского флота Украины», – написал в фейсбуке президент.
Со словами поддержки выступили и другие украинские политики, включая бывшего президента страны Петра Порошенко. Соболезнования в связи с авиакатастрофой также выразили Министерство иностранных дел КНР, генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич, глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйнен. Телеграмму с соболезнованиями направил Зеленскому президент России Владимир Путин.
Самолёт упал в юго-западном пригороде Тегерана. Иранское информационное агентство Fars сообщило, что причиной стали «технические неполадки». «Боинг-737» украинских авиалиний вылетел из Тегерана с опозданием на час.
Посольство Украины в Иране первоначально заявило, что самолет разбился в результате аварии двигателя по техническим причинам и версия теракта исключается. Позже это сообщение было удалено, а вместо него появилось заявление, что рассматриваются все возможные версии трагедии. О том, что причиной крушения самолета стало возгорание двигателя, сообщило иранское агентство IRNA со ссылкой на министерство дорог и городского развития Ирана. Тот факт, что крушение произошло после того, как в ночь на среду Иран нанес ракетный удар по военным базам США в Ираке, заставил иранские власти давать объяснения. «Если бы самолет сбила ракета, он бы взорвался в воздухе», – заявил представитель ведомства Кассим Низами. Информационное агентство ISNA поместило в твиттере любительское видео, где, как оно утверждает, сняты последняя минута полета, момент падения и взрыва украинского самолета.
Вице-президент «Международных авиалиний Украины» по наземному обслуживанию Владимир Семенченко на брифинге в киевском аэропорту Борисполь рассказал, что разбившийся Boeing 737 был исправен, не имел технических проблем перед вылетом, а управлявшие лайнером пилоты были одними из самых опытных в компании. Как отметил вице-президент МАУ по летной работе Игорь Сосновский, «самолет набрал 2400 метров высоты, [вероятность] ошибки экипажа минимальна, мы ее просто не предполагаем». Командир самолета Владимир Японенко имел 11 600 часов налета, почти все это время – на самолете Boeing 737, инструктор Алексей Наумкин – 12 тысяч часов налета, второй пилот Сергей Хоменко – 7600 часов налета. По словам технического директора МАУ Александра Шафиева, разбившийся Boeing 737 – 2016 года выпуска, получен непосредственно с завода и до этого нигде не эксплуатировался.
МАУ объявила об отмене рейсов самолетов компании в Иран на неопределённый срок. Представители авиакомпании намерены принять участие в расследовании крушения лайнера в Тегеране. Министерство обороны Украины и Вооруженные силы Украины предоставят помощь в организации мероприятий для установления обстоятельств трагедии. Правительство Украины готовит группу специалистов для помощи в поисковой операции и для расследования причин катастрофы.
Авиакомпания «Международные авиалинии Украины» была создана в 1992 году после распада СССР. Она располагает 42 пассажирскими самолетами, в том числе «Боингами» 737-800 и 737-900. В прошлом году из-за финансовых проблем «Международные авиалинии Украины» вынуждены были сократить количество обслуживаемых ими маршрутов.
Эксперты – о возможных причинах авиакатастрофы самолёта МАУ в Тегеране
Николай Маломуж, генерал армии Украины, председатель Службы внешней разведки Украины с 2005 по 2010 год:
– Поскольку по-прежнему нет точных данных о случившемся и мы располагаем лишь информацией наземных служб аэропорта Тегерана, можем говорить о нескольких версиях крушения самолёта украинской авиакомпании. Иранская сторона предполагает, что из-за неисправности двигателя авиалайнера он мог загореться и взорваться в воздухе. Однако представители МАУ фактически эту версию отвергли и заявили на брифинге в киевском аэропорту Борисполь, что самолёт был исправен, а экипаж был чрезвычайно высоко уровня квалификации. В этом случае следует рассматривать все возможные причины катастрофы. Не может быть только одна версия, например теракт. Такая версия, тем не менее, не исключена, пока не доказано обратное. Эту трагедию должна расследовать ICAO (International Civil Aviation Organization – Международная организация гражданской авиации. – Прим. РС) с привлечением специалистов Ирана, Украины, возможно, Канады, представителей различных международных авиационных организаций. ICAO должна не только проанализировать данные найденного так называемого черного ящика, но и выяснить каким было качество топлива и техническое состояние Boeing 737 перед вылетом как в Тегеране, так и в Киеве. До конца пока нельзя исключать и возможность ошибки летчиков, несмотря на их большой опыт полетов. Такие случаи, к сожалению, бывают. Что же касается версии о теракте, то и она должна быть тщательно исследована. Такая версия может рассматриваться в контексте противостояния США и Ирана, а Украина в данном случае выступает как страна – союзник США. Еще одна версия может касаться ракетных ударов Ирана по американской военной базе в Ираке. Известно, что эта ракетная атака произошла примерно за три часа до авиакатастрофы. Тем не менее, ракета могла поразить украинский лайнер, а позже, и это могло стать случайностью, могла произойти ошибка в выборе объекта силами ПВО. И, наконец, украинский самолет и все находившиеся на его борту могли стать жертвами спецоперации, например, иранских спецслужб в контексте набирающего обороты конфликта на Ближнем Востоке. В данном регионе мы наблюдаем уже не просто политическое противостояние Ирана и США, а элемент боевого противостояния – после того как американские войска 3 января нанесли удар по аэропорту Багдада и ликвидировали высокопоставленного иранского командира службы безопасности и разведки Касема Сулеймани, – считает Николай Маломуж.
Игорь Романенко, генерал армии Украины, заместитель начальника Генштаба ВСУ с 2006 по 2010 год:
– Версия о том, что Boeing-737 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» мог быть сбит ракетой, на данный момент, учитывая военную напряжённость в этом регионе, остается актуальной. При этом не следует отбрасывать фактор случайности. Зенитно-ракетные комплексы не дают четкого ответа: военный или гражданский самолёт находится в воздухе. Поэтому ошибка силами ПВО в выборе объекта не исключена. Украинские пилоты потеряли управление самолётом, как сообщается, примерно, на высоте 2200 метров. Современные, даже переносные, зенитно-ракетные комплексы могут поражать цели на такой высоте. Если вспомнить события лета 2014 года в Донбассе, то там был сбит наш военно-транспортный самолет Ан-26 при помощи новейшей разработки россиян переносным зенитно-ракетным комплексом «Верба» на высоте шесть тысяч метров, – говорит Игорь Романенко.
[:]