Tengri Life. рассказывает, что по стране завирусился ролик о казахской традиции «салем беру».
Поклон снохи, то есть «салем беру» – один из самых старинных ритуалов казахского народа, который дошел до наших дней. В большинстве случаев традиция соблюдается в определенных регионах страны, однако есть и те, кто считает ее старомодной.
.
Ролик собрал 1,3 миллиона просмотров и около 5000 комментариев. Пользователи спорят под публикацией об актуальности традиционного казахского приветствия с поклоном. Авторы опросили шесть женщин, четыре из которых не были солидарны с традицией.
«Я хочу, чтобы мой муж тоже салем давал моим родителям. Ну это же уважение, правильно?», «Можно покланяться, но не уважать. А можно уважать и без поклона», «У меня четверо сыновей, упаси бог, если кто-то из них плохо отзовется о невестке. Это означает, что мы плохо воспитали и поклоны мне не нужны», «Неужели это уважение проявляется только в поклоне?» – спорят в сети пользователи.
Мы обратились историку Салтанат Асановой, чтобы узнать, почему где-то в Казахстане традиции не придерживаются, а где-то, наоборот, она широко распространена.
Как отмечает, историк, такой жест – это форма приветствия, которая является многовековой человеческой традицией. Это форма почтения и уважения, рассказывает нам историк.
«Эти обряды существуют в европейском, восточном, а также тюркском обществе. Это иерархия общества, это его законы и его правила. Казахское общество не является исключением. Отмечу, что у нас сохранилось мало живой этнографической традиции в силу нашего советского прошлого, когда культурное наследие искоренялось», – подмечает она.
Историк добавляет, что данная традиция сохранилась в тех регионах, где в силу географических особенностей было наименьшее влияние советской культурной политики.
«Больше всего пострадал Центральный Казахстан, то есть северные регионы. По этой причине традиционные обряды и обычаи не сохранились, во многом из-за инокультурного влияния», – говорит Салтанат Асанова.
Обряд «салем беру» – это форма приветствия, в которой ничего оскорбительного и уничижительного нет, считает эксперт.
Отметим, что впервые «салем беру» невестка совершает во время обряда «беташар». Так, акын с домброй поет о новой семье, в которую вступает девушка. Когда в песне называются имена родственников жениха, она совершает поклон.
На сегодня обычай «салем беру» есть не во всех регионах Казахстана. Например, на западе и юге страны этот обычай сохраняется. На востоке и на севере республики эту традицию соблюдают меньше. Об этом также шутят пользователи сети.
«Север точно говорит: «Здрасьте, аташка, здрасьте, енешка», «На севере делают поклон на беташар – первый и последний раз», «Салем салу – это уважение, что в этом позорного», «Драконы не склоняют голову», – пишут пользователи.
Читать также: Инста-блогерши вводят моду на хиджаб? Что об этом говорят историки.
Генетически не приспособлены? Могут ли казахи быть вегетарианцами. Читать тут.