АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]В казахстанских школах вводиться новая дисциплина: «Светскость и основы религиоведения» [:]

[:ru]

imagesВ целях укрепления принципов светскости во всех общеобразовательных школах Казахстана с 1 сентября 2016 года вводится новый предмет – «Светскость и основы религиоведения». Сама по себе идея данного предмета уже не является новой, так как с 2010 года в учебную программу общеобразовательных учреждений для 9 классов введен факультативный курс «Основы религиоведения». Для преподавания данного курса был подготовлен и издан учебник на казахском и русском языках под редакцией академика Г.Есима.

Необходимость нового курса «Светскость и основы религиоведения» в настоящее время обоснована современным развитием событий в стране и в мире. Социально-политические преобразования в конце прошлого столетия способствовали тому, что религиозный фактор во всех сферах общественной жизни полиэтничного и многоконфессионального народа Казахстана стал играть значительную роль. Возрождение религиозных традиций, укрепление религиозного сознания и активный интерес к религиозной жизни со стороны граждан обуславливает изучение религии и знание основ государственно-конфессиональной политики уже со школьного возраста.

Нельзя не согласиться, что преподавание религиоведения стало значимым направлением общественно-гуманитарных наук. Вместе с тем, закономерно возникновение и ряда вопросов, связанных с преподаванием данного предмета.

Введение нового курса «Светскость и основы религиоведения» сегодня является прерогативой не только системы образования, но и социально, политически, исторически необходимым шагом в развитии всего государства. Качественное преподавание данного курса, в свою очередь, способствует укреплению духовного иммунитета молодых людей, правильному ориентированию граждан в конфессиональном многообразии окружающего мира, противостоянию чуждым идеологиям и течениям псевдорелигиозного характера.

До этого времени религиоведение в казахстанских школах преподавали в основном учителя истории. С нового учебного года в ряде университетов РК будет осуществляться подготовка по специальности «историк-религиовед». В свою очередь это должно положительно отразиться на решении кадровых вопросов учителей данного предмета в общеобразовательных школах.

Несмотря на то, что самой религиоведческой науке около ста пятидесяти лет, уже в XX  столетии в мировом и отечественном религиоведении накоплен большой материал по изучению и освещению роли религии и религиозной деятельности. В советский период в нашей стране роль религии в жизни общества и деятельность религиозных организаций в трудах ученых освещались в основном с позиции научного атеизма, методологической базой которого являлся исторический материализм. В постсоветское время социально-экономические и политические изменения, произошедшие в казахстанском обществе, способствовали как возрождению традиционных религиозных ценностей, так и появлению новых религиозных движений, псевдорелигиозных организаций.

Без названия (2)

Обретение независимости после распада Советского Союза позволило каждому государству вести самостоятельную политику в области религиоведческого просвещения и образования. В Республике Казахстан стала реализовываться политика по обеспечению свободы совести и вероисповедания, возрождению и развитию духовной культуры, изучению культурного наследия предков.

Социально-экономические и политические реформы за последние почти три десятка лет повлияли также на развитие системы образования и науки. Претерпевая как положительные, так и отрицательные последствия советской системы управления, на отечественное религиоведение возложена большая ответственность по изучению истории и исследованию религии, пониманию религиозного фактора с учетом развития международных событий и формированию государственной политики в сфере религии на пути укрепления духовного единства казахстанского народа.

Введение нового курса «Светскость и основы религиоведения» в общеобразовательных школах Казахстана предполагает акцент на укрепление принципов светскости и профилактику религиозного экстремизма и терроризма.

Общеизвестно, что история, культура, религия находятся в неразрывном единстве на всех этапах развития человечества. Вряд ли возможно понимание мусульманского общественного устройства в отрыве от основных принципов ислама, невозможно изучение современной западной цивилизации без знания католичества и протестантизма, восточноевропейской культуры – без изучения православия. Исходя из этого, можно утверждать, что правильный подход к освещению роли религии и деятельности религиозных организаций является основопологающим в общегуманитарном просвещении современного человека.

В условиях полиэтничного и многоконфессионального общества Казахстана вместе с формированием общих знаний об истории и особенностях религий в рамках преподавания учебного курса в дальнейшем предполагается решение  ряда задач.

Во-первых, в условиях глобализирующегося мира, где стираются грани и различия во всех сферах, принято соблюдать общемировые стандарты и требования, важно сохранять идентичность, самобытность культуры, особенности национального духа. Сравнительный анализ при изучении различных религий, особенностей вероисповедания, в свою очередь, позволит молодому казахстанцу в теоретическом плане лучше изучить особенности своей культуры, закрепить духовно-нравственные ценности, укрепить чувство толерантности.

В условиях глобального мира уже никто не ограничен границами своего государства, рамками своей культуры, условиями своего общества. Вместе с тем, каждому, особенно подрастающему поколению необходимо ориентироваться в поликонфессиональном многообразии своего окружения.

Во-вторых, очень важно правильно в методологическом плане формировать знания о религии среди населения, особенно у молодого поколения. В рамках современного развития отечественного религиоведения предполагается своевременное изучение и анализ наблюдаемых тенденций. Современное поколение демократического государства уже с юного возраста должно учиться самостоятельно оценивать религиозно-политические события, ориентироваться в многообразии различных тенденций, иметь собственную позицию и чувство неприятия к чуждым идеологиям. В этой связи, современная религиозная ситуация обуславливает перестановку акцентов с исторических исследований на исследование современности.

Следует учитывать, что при доступе к любой информации в условиях развития современных масс-медиа учащийся получает различные знания, данные, результаты исследования, вместе с тем погружаясь в поток информации негативного воздействия, провокацонного характера. В этой связи, немаловажной задачей отечественного религиоведческого просвещения можно назвать изучение распространения информации о религии в современных условиях.

Освоение  принципов светскости и основ религиоведения со школьного возраста должно способствовать размеживанию в общественном сознании таких понятий, как «теология», «религиозное знание» и «религиоведение». В образовательном процессе светского государста религиоведческое знание не может подменяться религиозным знанием.

В казахстанском обществе в последние два столетия отмечается повышенный интерес к религии, и, нужно отметить, что государственная политика в данной сфере религии позволяет верующим и желающим практиковать религозную жизнь гражданам все права и свободы. Вместе с тем, наблюдается тенденция сопровождения религии политизацией, радикализацией, комерциализацией и замещением светских и культурных ценностей. Безусловно, качественное преподавание религиоведения в общеобразовательных школах с акцентом на укрепление светских принципов представляется актуальным и востребованным решением государства.

Мустафина Толганай Вагизовна

ведущий научный сотрудник

РГУ «Научно-исследовательский и

аналитический центр по вопросам религии» КДР МКС РК

[:]