Спустя неделю после распространения информации от КАП МВД РК в отношении постановки на учёт б/у транспортных средств, ввезённых из РФ и РБ, в субботу, 16 января, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан разъяснило свою позицию, заметно отличающуюся от озвученной Комитетом административной полиции, пишут «Колеса».
Пресс-служба ведомства заявила в пресс-релизе, что, цитируем, «при оформлении свидетельства будет проводиться проверка выполнения требований по безопасности транспортного средства, в том числе к выбросам. Несоответствие автомобиля экологическому классу 4 (Евро-4) может стать основанием для отказа в государственной регистрации транспортного средства».
Делая подобные выводы, чиновники апеллировали к закону «О дорожном движении» и Техническому регламенту Таможенного союза, точнее, к некоторым статьям этих документов. К примеру, в пункте 5 статьи 61 закона (на которую ссылаются в министерстве) говорится, что «необходимым условием выпуска в обращение бывших в употреблении транспортных средств, ввозимых на территорию РК, и их регистрации в уполномоченном органе является действующий сертификат технического осмотра транспортных средств, выданный в соответствии с требованиями международных договоров, ратифицированных РК». В свою очередь, одна из статей Техрегламента, также отмеченная чиновниками, гласит: «Вопросы безопасности бывших в употреблении транспортных средств, находящихся в обращении на единой территории ЕАЭС, регулируются национальным законодательством о техническом осмотре транспортных средств».
Что вытекает из этих статей? Пока лишь одно — необходимость наличия свидетельства (сертификата) о прохождении техосмотра на территории России или Беларуси для ввозимых из этих стран авто и прохождение ТО машинами, уже зарегистрированными в Казахстане. Не более.
Идём далее. В пресс-релизе министерства говорится, что «приказом МВД РК „Об утверждении правил государственной регистрации и учёта отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства“, предусмотрено требование о предоставлении владельцем транспортного средства свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства при первичной регистрации бывшего в употреблении транспортного средства». Это в устах чиновников становится ещё одним аргументом в пользу запрета.
«Между тем сотрудники Министерства по инвестициям и развитию в этом случае явно выдают желаемое за действительное. Приказ № 851 МВД РК и Правила регистрации, на которые они ссылаются, обязуют предъявлять сертификат только на «установленное специальное оборудование». Мало того, безопасность конструкции регистрируемого транспортного средства, согласно этому же документу, проверяется только в процессе визуального осмотра», — отмечается в статье.
Напомним, в минувшую пятницу, 16 января, руководство Комитета административной полиции ещё раз подтвердило, что озвученные ранее инструкции действительны и регистрация транспорта из РФ и РБ может производиться без каких-либо ограничений.
«Такая разность в информации от отечественных госорганов удивляет редакцию, как, пожалуй, и всех автомобилистов, особенно с учётом того, что вступление в силу нового Техрегламента было ожидаемым событием. Невооружённым глазом видно, что Министерство по инвестициям и развитию (которому подчиняются спецЦОНы страны) всеми силами пытается предотвратить импорт б/у автомобилей в Казахстан, пока не имея на это чётких законных оснований. Впрочем, и представители КАП МВД РК в частной беседе, не отрицают, что ограничения по ввозу и постановке на учёт транспортных средств из РФ и РБ будут всё-таки введены. Соответствующие документы готовятся», — говорится в статье.
Между тем, накануне на официальном сайте Министерства внутренних дел Казахстана наконец-то появилось разъяснение: ограничений по году выпуска и экологическому классу авто, ввозимых из России и Беларуси, на данный момент нет.
«Учитывая, что требования Технического регламента по подтверждению соответствия распространяются на выпускаемые в обращение автотранспортные средства на единой таможенной территории ТС, а также прекращение действия национальных технических регламентов, — в отношении автотранспортных средств, зарегистрированных в государстве — участнике ЕАЭС и находящихся в эксплуатации на территории Евразийского экономического союза, процедура подтверждения соответствия не проводится. Транспортное средство подлежит регистрации без документа, подтверждающего его соответствие требованиям Технического регламента ТС, независимо от года выпуска», — пояснили в Комитете административной полиции МВД РК.
«Данные требования не распространяются на транспортные средства, зарегистрированные в Республике Армения и Кыргызской Республике, которые ввозятся на территорию других государств — участников ЕАЭС, ввиду наличия переходного периода в отношении транспортных средств данных стран», — пояснили в КАП МВД РК.
В ближайшее время представители Министерства по инвестициям и развитию РК и КАП МВД РК пообещали устроить брифинг, на котором расставят все точки над «i».