«Шайтан-трава у дома» — в этой статье «Экспресс-К» сообщает, что у борцов с наркотиками прибавилось головной боли.
«В Казахстане появилось новое адское зелье с романтичным названием — сальвия. Случаев привыкания к этой отраве не зафиксировано. Но даже один-единственный прием может оказаться смертельно опасным», — отмечает автор статьи.
Сальвия — это шалфей наркотический. У данного растения есть много жаргонных названий — шаманка, трава дьявола, шайтан-трава. Сальвию принимали греческие оракулы и индейские шаманы. На территорию бывшего СССР сальвия пришла в конце 80-х вместе с книгами по оккультным практикам, собранием сочинений Карлоса Кастанеды и увлечением реконструкцией быта североамериканских индейцев. Употребляется сальвия с помощью кальяна. Содержит вещества, вызывающие нарушения координации движений, галлюцинации и изменения в психике. Автор считает, что в Актобе сальвию завозят из южных регионов России.
В соседней России нередки случаи, когда люди, находящиеся под воздействием этого наркотика, совершают преступления или становятся жертвами несчастных случаев.
Врач-нарколог Айжан Жумашева из Актобе отмечает, что часто родные и близкие человека, который находится в состоянии наркотического опьянения, делают большую ошибку. Они ругаются, читают нотации. Это не только бесполезно, но и опасно. Человек в таком состоянии даже маленькую обиду может воспринять очень болезненно и попытаться покончить с собой. Лучше всего сразу вызывать «скорую».
Еще один материал в «Экспресс-К» под названием «Что вы мне тут лепите?» рассказывает о новинке для курильщиков. В магазинах Астаны появились специальные наклейки, с помощью которых можно скрыть страшные картинки на сигаретных пачках — фотографии пораженных раком легких, коричневых зубов и прочих ужасов. Упаковка с тремя защитными наклейками стоит 100 тенге.
По мнению директора национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» Джамили Садыковой, достаточно двух секунд, чтобы мозг курильщика зафиксировал картинку на пачке сигарет.
«Раз человек покупает наклейки, то до него уже доходит, что курение не приносит пользы. Получается, что наш метод борьбы с курением действенный. Да и цифры это подтверждают: уровень табакокурения в стране стабилизировался, даже отмечается тенденция к снижению, пусть лишь на 0,5 процента, но за этой вроде бы маленькой цифрой стоят сотни спасенных жизней.
В Минздраве не собираются изымать из торговли эти наклейки.
***
В «Панораме» опубликована статья «Казахстанские потребители привязаны к брендам и ценят здоровые продукты».
Автор отмечает, что состояние рынка характеризует индекс потребительской уверенности — показатель, который измеряется в глобальном масштабе и который говорит о том, насколько потребители уверены в своем благополучии, в перспективах трудоустройства, сколько они готовы тратить на потребление. В первом квартале 2014 года этот показатель составил 96 пунктов, впервые с начала кризиса достигнув исторического значения 2007 года. Потребитель все более уверен в своей работе, в финансовом благополучии, но это не означает, что экономические проблемы позабыты.
Представляя портрет современного потребителя, сотрудники компании «Nielsen Центральная Азия и Кавказ» отмечают, что все посетители магазинов подразделяются на непосредственных покупателей и тех, кто влияет на них. 80% активных покупателей — это женщины старше 25 лет. Главной целью, с которой современный горожанин ходит по магазинам, является пополнение домашних продуктовых и непродуктовых запасов — к числу таковых отнесли себя 61% респондентов.
По-разному казахстанские покупатели осведомлены о ценах. 16% относятся к числу самых осведомленных, знающих цены на все интересующие их товары. В феврале значительно, до 47%, увеличилось число покупателей, не обязательно осведомленных о ценах на все товары, но замечающих их повышение.
В отличие от европейцев, казахстанцы довольно настороженно относятся к промо-товарам. Хотя в той же Европе, например, большое количество товаров, по некоторым категориям 50% и выше, продается исключительно на промо. 66% казахстанцев не слишком позитивно воспринимают промо-продукты; большинство из нас больше привязано к любимым брендам и покупают промо только в том случае, если оно распространяется на наш любимый бренд. Однако эксперты полагают, что со временем зависимость казахстанского потребителя от брендов пойдет на спад.