До 2020 года в Казахстане будут построены две платные автодороги, соединяющие столицу нашей страны с Алматы и Павлодаром. Об этом в интервью Zakon.kz рассказал заместитель председателя Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сатжан Аблалиев. Ежегодно на развитие дорог выделяется около 2-х млрд. долларов, в том числе и на дороги местного назначения.
— В ежегодном Послании народу Казахстана Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым было дано поручение построить автодорожные коридоры в трех направлениях: Центр — Юг (Астана – Караганда – Балхаш- Алматы), Центр — Восток (Астана – Павлодар – Семей – Калбатау — Усть-Каменогорск) и Центр — Запад (Астана – Аркалык – Торгай — Ыргыз – Шалкар –Бейнеу — Актау). Эти три основных проекта автодорожной отрасли — до 2020 года. Их стоимость будет составлять около полутора триллиона тенге, — говорит Сатжан Аблалиев.
На сегодняшний день на некоторых участках названных коридоров уже начаты работы. По направлению Центр — Юг уже ведутся строительные работы на отрезках Астана — Темиртау и Алматы — Капшагай. На остальных участках этого направления разрабатывается проектная документация. По планам Минтранскома коридор Центр — Юг будет завершен к концу 2019 года.
Ведутся работы и по направлению Центр – Восток в районе Павлодара — это обход областного центра и мост через реку Иртыш. Одновременно началось строительство на отрезке Павлодар — Семей – Калбатау. Этот автодорожный коридор планируют завершить до 2020 года.
— По строительству магистрали Центр — Запад сейчас ведутся только подготовительные работы. Скоро начнем разрабатывать необходимое технико-экономическое обоснование, экспертную документацию. К непосредственным строительным работам приступим к началу 2017 года, — рассказал зампред Комитета.
Практически все вышеназванные автомагистрали уже являются существующими дорогами. В ходе реконструкции все дороги будут максимально расширяться до четырех, а местами — и до шести полос. Из-за этого расширяются и полосы отвода земель под строительство.
— В ходе проектно-изыскательских работ мы стараемся максимально использовать существующие дороги, уходить от выкупа дополнительных земель, сноса строений, — говорит Сатжан Аблалиев, — Но, раз мы расширяем дороги в 2-3 раза, без этого не обойтись. Во многих случаях рассматриваются обходы населенных пунктов. Например, на участке Астана – Темиртау мы будем обходить поселок Осакаровку полностью. И такие же проектные решения будут рассмотрены везде, чтобы уменьшить капитальные затраты. Что же касается участка Алматы – Капшагай, мы были вынуждены пойти на снос деревьев, поскольку почти все земли вокруг этого участка находятся в частной собственности, и их выкуп приведет к удорожанию проекта.
Огромные бюджетные вливания в автомобильную отрасль не должны быть потрачены зря, — считает Сатжан Айтенович. Поэтому для надлежащего содержания автомагистралей будет введен режим самоокупаемости. Примером может служить платный автобан «Астана – Щучинск».
— Там статистика показывает, что сбор оплаты идет на прогнозируемом уровне. На собранные средства можно на должном уровне содержать эту дорогу. Такие меры, возможно, будут предприняты по отношению к другим участкам, в том числе Алматы — Темитрау, Алматы — Капшагай и Астана – Павлодар, — делится планами Сатжан Аблалиев.
Переход на платную основу не значит, что таким образом министерство пытается окупить стоимость проекта по строительству автодороги. Это лишь мера, позволяющая окупать расходы по содержанию автомагистралей.
— Средняя скорость на этих коридорах на сегодня — 30-40 км/ч, а увеличится до 100 км/ч. При этом расчетная скорость на некоторых участках — до 150 км/ч. За счет современного дорожного покрытия будет экономия не только времени в пути, но и эксплуатационных расходов для автовладельцев,- уверен чиновник Минстранскома.
Один из самых больших автодорожных проектов — международный транзитный коридор «Западная Европа — Западный Китай», который реализуется с 2009 года. На сегодняшний день основные работы уже проведены.
— В 2011 году введены в экплуатацию 215 км, в 2012 — 700 км, в этом году — 806 км автодороги. В целом мы собираемся завершить реализацию данного проекта до конца 2015 года, — говорит Сатжан Аблалиев, — На сегодняшний день во многих местах работы уже завершены. Одним из последних на этом отрезке начинаются строительные работы по Алматинской области на участке Алматы — Хоргос. На сегодня мы определяемся с подрядчиками, подписаны договора. Скоро начнутся мобилизационные и полноценные строительные работы. Стоимость проекта «Западная Европа — Западный Китай» — 825 млрд. тенге.
По мнению Аблалиева, строительство автокоридоров, в первую очередь, обеспечит безопасность для водителей. Поскольку основная часть новых дорог будет из не менее четырех полос с разделением потоков автотранспорта. Этот фактор позволит исключить самый тяжелый вид ДТП — лобовое столкновение и выезд на встречную полосу. Интенсивность движения по новым автомагистралям потянет за собой развитие туристической отрасли. Ведь не секрет, что автотуристы из дальнего и ближнего зарубежья не рискуют посещать Казахстан именно из-за отвратительного качества наших дорог.
Айнур Коскина, Астана