Родители многих казахстанских детей предпочитают школам домашнее обучение. Поддержку им высказали депутаты, сообщает Седьмой канал.
Депутат Азат Перуашев выступает за альтернативное обучение. По его мнению, это довольно развитая международная практика, которую зачастую можно встретить в Соединенных Штатах. Но при этом, по словам парламентария, родители должны иметь педагогические навыки.
«На начальном этапе элементарные вещи, элементарные математические исчисления, знания языка, знания природы, конечно, родители в состоянии преподавать, если у них есть для этого соответствующие условия. Я в целом поддерживаю возможность появления и развития альтернативных форм обучения. Другое дело, что государство обязано сохранять контроль за качеством такого обучения», — заявил Азат Перуашев, депутат Мажилиса Парламента РК ДПК «Ак жол».
Некоторые родители, которых не устраивает школьная система, стали объединяться в группы. Они уверены: для того, чтобы решать задачки, освоить теоремы, и изучать историю — необязательно по нескольку часов сидеть за партой и получать оценки.
7-летняя Эрика уже освоила программу 3-го класса. Она свободно читает, склоняет слова по падежам и умножает двузначные числа. В школу девочка пока еще не ходит, всему этому ее научила мама.
«Вот какой смысл идти ребенку учить 2+2, если она уже двузначные умножает, какой смысл ребенку учить алфавит и учиться читать, если она читает 180 слов в минуту», — говорит Айжан Куандык, мать Эрики.
Таким же образом обучается и старший сын алматинки. Женщина уже серьезно подумывает отказаться от классической формы образования. Мнение Айжан разделяет психолог Мила Леванович. По её словам, чтобы освоить всю учебную программу необязательно проводить в школьных стенах 11 лет. Ребенку, говорит, вполне достаточно и пяти.
«Школьное образование вредит по нескольким аспектам. Первое — это здоровье. То, что дети очень много проводят времени за партой, идет искривление позвоночника, идет болезнь желудка, портятся глаза, ну а дальше уже нервные заболевания. Сама вся атмосфера школы — она агрессивная, понимаете. Детей унижают, ругают, оскорбляют, это обычная практика в школе», — считает психолог Мила Леванович.
По закону детей от 6 лет родители обязаны отдавать в общеобразовательное учреждение. Так называемое домашнее или семейное положено лишь больным детям и детям-инвалидам. Отдельные педагоги, к слову, эту инициативу поддерживают. Но все же надлежащий контроль за самостоятельным получением знаний, говорят, необходим.
«Есть такая проблема и опасность того, что некоторые семьи из радикальных религиозных направлений постараются оградить своего ребенка от воздействия светской школы. Это тоже очень опасно», — говорит Ирина Смирнова, председатель алматинского филиала РОО учителей и преподавателей «Ар-намыс».
Инициативные родители, которых не устраивает государственная школьная система, уже объединяются в группу. Пока только в социальной сети. Они намерены добиваться права на самостоятельное обучение детей на законодательном уровне. На волнующие многих родителей и даже школьников вопросы, мы попросили ответить представителя Министерства образования и науки.
«По альтернативной форме образования. В Казахстане существуют такие формы образования. Это, как и государственные, так и частные формы образования. Кроме частных организаций образования, у нас существует сеть интеллектуальных школ для одаренных детей, школ казахско-турецких лицеев и других форм. Наряду с такой сетью школ у нас существуют формы экстернатного обучения, формы вечернего заочного обучения детей», — рассказала Ардак Садыкова, руководитель управления Департамента дошкольного и среднего образования МОН РК.
По итогам 2014 года по обучению на дому в Казахстане получали образование свыше 7000 детей. В соответствии с государственной программой развития образования 2011-2013 годы для данной категории детей было приобретено специальное оборудование. Для того, чтобы эти дети были обеспечены дистанционной формой обучения. Данная категория детей прикреплена к школе. И педагоги этой школы проводят занятия по индивидуальным учебным программам.