«Казпотребнадзор» предлагает включить ежегодный налог на транспорт в цену бензина и дизельного топлива
Среднестатистический казахстанец на свою месячную зарплату может купить всего 793 л бензина. Для сравнения в Катаре на средний по стране заработок можно приобрести в восемь раз больше топлива, в Японии – в два раза, в России – в полтора. Таковы результаты анализа уровня доступности цен на этилированный бензин в различных странах мира, проведенного ОО «Казпотребнадзор» совместно с исследовательским агентством «Рейтинг.kz».
Первое место в рейтинге занял Катар. Среднестатистический житель этой страны на свою заработную плату может купить около 6500 л бензина. В данном случае лучший показатель объясняется низкой стоимостью бензина в этой стране – примерно $0,26 за литр и относительно высокой средней заработной платой — около $1700. Второе место досталось США, где, несмотря на высокую стоимость бензина ($0,91 за литр) на среднюю по стране заработную плату можно купить 3586 л бензина. Тройку лидеров по доступности топлива занимает Бахрейн (3275 л) благодаря низкой стоимости бензина в $0,28 за литр.
В ТОП-5 рейтинга доступности бензина вошли также Люксембург (2310 л) и Канада (1960 л). При этом в Люксембурге литр бензина стоил в январе этого года $1,77, однако благодаря высокому уровню жизни и самой высокой в мире средней заработной плате такое дорогое по нашим меркам топливо более чем доступно для среднестатистического гражданина страны.
Продолжают рейтинг доступности цен на бензин Австрия (на среднюю по стране заработную плату можно купить 1828 л бензина), Австралия (1728 л) и Норвегия (1572 л). Стоит отметить, что нефтедобывающая Норвегия занимает в мире одно из самых высоких мест по уровню цен на бензин – литр топлива в стране стоит около $2,34. Дороже бензин марки АИ-95 можно найти только в Турции, Нидерландах, Италии и Португалии. Однако данная цена топлива подкрепляется высокой средней заработной платой – Норвегия занимает в мире почетное второе место (после Люксембурга) по уровню данного показателя. Замыкают десятку стран с доступным для населения бензином Южная Корея (1504 л) и Япония (1492 л).
Казахстан занял в рейтинге доступности цен на бензин далеко не почетное 36 место, уступив, в том числе и России, которая расположилась в общем списке на 12 строчек выше. Напомним, Министерство нефти и газа неоднократно выступало за уравнивание казахстанских и российских цен на бензин. Между тем ведомством явно не учитывается фактор доступности бензина для населения по тем или иным ценам. Данный рейтинг в этом отношении очень показателен. Среднестатистический россиянин на свою заработную плату может приобрести 1168 литров бензина АИ-95, тогда как гражданин Казахстана, живущий на среднюю заработную плату, купит всего 793 литра. И это притом, что средняя заработная плата в республике далека от реальных показателей уровня жизни большей части населения.
Примечателен и тот факт, что доступность бензина в Казахстане существенно ниже, чем в большинстве стран-экспортеров нефти, включенных в рейтинг. Исключение составляют только Сирия и Колумбия, где чрезвычайно низкая доступность бензина обусловлена соответствующим уровнем заработных плат и сравнительно высокими ценами на бензин.
В свою очередь среди стран постсоветского пространства, представленных в рейтинге, Казахстан занимает по доступности бензина второе место, вслед за Россией. Однако следует учитывать, что ввиду отсутствия необходимых статистических данных в рейтинг не были включены большинство нефтедобывающих стран входящих в СНГ, например Азербайджан и Туркменистан.
Самым недоступным бензин оказался в Таджикистане. В этой стране не только низкий уровень средней по стране заработной платы (около $227), но и несопоставим дорогой бензин – $1,35 за литр. В итоге житель этой страны на среднестатистическую зарплату может себе позволить купить только 168 л бензина. Незначительно лучше ситуация в Филиппинах и Индии – 201 и 232 литра соответственно. В десятку аутсайдеров также вошли Пакистан (236 л), Молдова (272 л), Монголия (282 л), Сирия (284 л), Кыргызстан (295 л), Таиланд (306 л) и Армения (329 л).
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Министерство нефти и газа регулярно сообщает через СМИ о необходимости повышении цен на бензин и дизельное топливо в Казахстане до российского уровня. Объективные основания для этого в связи с процессом евразийской интеграции действительно есть. Однако очевидно, что рост цен на топливо, приведет к всплеску цен на все виды товаров и услуг, так как цена на бензин заложена буквально во всем. С другой стороны миллионы автовладельцев ежегодно вынуждены тратить свое время и нервы в очередях для оплаты налога на транспорт, что создает значительную нагрузку на налоговые органы.
ОО «Казпотребнадзор» предлагает включить ежегодный налог на транспорт в цену бензина и дизельного топлива. В таком случае налог будет оплачивать только незначительная часть автовладельцев, чьи машины имеют объем больше четырех литров и наносят существенный ущерб экологии. Этот налог будет своеобразным экологическим сбором, либо налогом на роскошь.
По приблизительным подсчетом, внутреннее потребление ГСМ в Казахстане составляет около 8 млн. тонн. С населения в виде налога на транспорт в 2012 году было собрано чуть более 25 млрд. тенге. Таким образом, чтобы собрать эту сумму за счет включения налога на транспорт в цену бензина, последнюю необходимо поднять приблизительно на 3-3,5 тенге.
В свою очередь льготникам, освобожденным от уплаты налога на транспорт, необходимо предусмотреть ежегодные материальные компенсации на фиксированную сумму.
Это позволит решить множество существующих проблем:
Повысить цену на бензин без ущерба для кошелька казахстанцев и существенного роста цен на другие товары и услуги;
Ввести прямую зависимость размера налога на транспорт от частоты использования транспортного средства (чем больше ездишь, тем больше платишь);
Существенно снизить нагрузку на местные налоговые отделения за счет высвобождения большинства сотрудников занятых сбором налогов на транспорт;
Будет невозможно уклоняться от уплаты налога на транспорт за счет регистрации автомобилей на имя льготников. Сейчас такую практику широко используют владельцы автомобилей с большим объемом двигателей.
Налог на транспорт будет невозможно уплатить не вовремя, либо уклониться от его уплаты. Отпадет коррупционная составляющая и лишняя волокита.
СПРАВКА
За основу ранжирования по уровню доступности цен на бензин в мире были взяты данные сайта http://www.mytravelcost.com/petrol-prices/ по ценам за литр этилированного бензина в январе 2013 года. Индикатором доступности цен на топливо стал показатель уровня средней заработной платы в различных странах мира по данным Всемирной организации труда, опубликованным в 2012 году и скорректированный с учетом стоимости жизни в той или иной стране. Некоторые данные использованные для ранжирования имеют небольшую погрешность, которая существенно не повлияла на конечные результаты. Перечень стран-участниц рейтинга был сформирован исходя из наличия необходимых данных для включения в рейтинг.
Ввиду того, что в большинстве стран мира наиболее популярной маркой бензина является АИ-95, в ходе исследования не удалось провести ранжирование стран по уровню цен на бензин АИ-92, который как показывает практика, используют преимущественно в странах третьего мира, не заботящихся об экологии. Поскольку правительство ограничивает максимальную цену на такой бензин он существенно дешевле, чем в большинстве стран мира.
Сейчас разница в цене на бензин марки АИ-92 и АИ-95 в Казахстане около 35 тенге. Для сравнения в России данный показатель равен примерно 10 тенге. Соответственно, если бы ранжирование осуществлялось исходя из текущей цены на бензин марки АИ-92, Казахстан оказался бы на более высоком месте. С учетом планов приближения предельных розничных цен на бензин в Казахстане до российского уровня, данный рейтинг можно рассматривать, как своеобразный взгляд в скорое будущее.