Туркестан №38
Один из руководителей самой крупной в стране киностудии погорел на том, что в одном из интервью заявил: «…кино не нужна идеология, в кино мы должны видеть только искусство». Профессиональный специалист не должен был так говорить. Ведь кино без идеологии невозможно себе представить.
Тут –то и приходит на ум пословица: «Язык мой – враг мой». Может быть, поэтому фильмы, вышедшие на экраны страны, подвергались критике со стороны зрителей. В частности, фильмы «Несиеге махаббат» («Любовь в кредит»), «Эх, еркектер» («Эх, мужчины»), «?арой», «Келін», «?айрат – чемпион», «Махаббат т?лкегі» («Насмешки любви») и другие, громили не потому, что низок уровень зрителей, а из-за того, что нынешнее казахское кино не соответствует высоким требованием современности.
Поэтому и утверждать, что казахское кино состоялось, будет несколько преждевременно! Об этом лучше всего сказал известный кинокритик Бауыржан Н?гербек. В интервью средствам массовой информации он подчеркнул: «Во-первых, определить статус казахского национального кино должен соответствующий Закон. Во-вторых, нужно решить проблему правовой защиты произведения национальных киноведов. В настоящее время наш национальный кинопрокат работает на кинопродукцию других стран. Прибыль от кинокартин оседает в карманах владельцев частных кинотеатров. А, к примеру, во Франции определенный процент, поступивший от проката зарубежных фильмов, направляется на развитие национального кино. В свое время Россия освободила национальное кино от уплаты налогов. А мы – нет.
У нас преобладают легковесные сюжеты, эротика, боевики. Поэтому и снимаются такие фильмы, как «?айрат девственник». И количество таких фильмов не уменьшаются, наоборот, их становится больше. Почему мы не пишем о таких кинолентах? Потому, что они не стоят этого…».
Зато в Казахстане, где нет настоящего кино, много кинофестивалей. У нас в стране постоянно организовываются кинофестивали «Звезды Шакена», «Евразия». Время от времени проводятся фестивали экшн — фильмов. В этом жанре у нас нет фильмов, способных конкурировать с другими странами.
Можно понять, когда в странах, где развита киноиндустрия, торжественно проводятся кинофестивали. Тогда как у нас, на казахских кинофестивалях зачастую победу празднуют киотворения других стран. Выходит, мы организуем кинофестивали для них?
Но разговор даже не об этом. Нас волнует отсутствие качественных отечественных фильмов. Какую воспитательную роль могут играть откровенно слабые кинотворения? Мы не стесняемся выносить их в репертуар кинофестивалей. Не обращаем внимания на то, что отдельные люди в глаза такие ленты превозносят, а за глаза усмехаются. Отсюда и появляется закономерный вопрос: «Для чего и для кого организовываем мы эти кинофестивали?».
Кино – оружие. Это не ружье, способное сразить одного или двоих, а оружие массового поражения. Экс-премьер-министр Японии Юкио Хатоямо как-то сказал: «Некоторые понятия мы, занимаясь политикой, не можем донести до сознания людей, и тогда режиссеры объясняют их через фильмы. Поэтому я бы сказал, что кино сильнее политики».
Китайцы также в своих кинолентах умело сочетают общечеловеческие ценности с пропагандой китайского образа жизни, китайских ценностей. А когда мы научимся воспринимать кино, как главное оружие идеологии?
Динара МЫ?ЖАСАР?ЫЗЫ,
Перевод Кайрата Матрекова