В стране стартовал новый бюджетный год. Значит, министерства и акиматы снова начнут серьезную игру под названием “Освоение средств”.
Большинство областей республики являются дотационными. На что направят они выделенные из бюджета деньги и оправдан ли рост расходов?
Погоду делают трансферты
На примере Жамбылской области видно, что в регионах бюджеты имеют социальную направленность, и это продиктовано “сверху”: центр утверждает различные госпрограммы, которые и требуют соответствующего финансирования.
И вот что показательно: бюджет области в этом году разбух во всех отношениях. При его трехлетнем планировании в конце 2011 года доходы и расходы прогнозировались на уровне 120 миллиардов тенге.
Но декабрьское решение депутатов повысило уровень бюджета до 152 миллиардов тенге. Если учесть, что во всем мире государства начинают экономить – сокращают госрасходы, урезают зарплаты, повышают налоги, мы и в самом деле могли бы гордиться тенденцией.
– Жамбылской области в качестве трансфертов “отвалят” 137,6 миллиарда, – говорит финансист Аскарбек УАЛИ. – Конечно, область и сама зарабатывает. В нынешнем году ожидается рост налоговых поступлений на 2,7 миллиарда тенге больше, чем планировали в 2012 году.
Для сравнения: город Тараз получит в виде субвенций из областного бюджета 8,8 миллиарда тенге. Все это стало следствием роста показателей в промышленности – региону удалось запустить ряд важных инвестиционных проектов.
В итоге планируется собрать в виде налогов 13,9 миллиарда тенге. Что, впрочем, в сравнении с трансфертами из республики – совсем не впечатляющая сумма.
На здоровье!
Что касается затрат бюджета, то более трети придется на здравоохранение и образование – 36,1 миллиарда и 20,4 миллиарда соответственно. Причем на медицину идет небывалое увеличение – в 5,6 миллиарда тенге.
Основная часть этих средств приходится на оказание бесплатной гарантированной медицинской помощи населению (8,4 миллиарда тенге). Отдельной строкой прописана помощь тем, кто страдает туберкулезом, психическими расстройствами, инфекционными заболеваниями (4,5 миллиарда тенге).
В этом году продолжится строительство и реконструкция объектов образования, на что выделяется 5,1 миллиарда тенге и здравоохранения (6,5 миллиарда тенге).
Ничего лишнего
Впечатляет и выделение средств на жилищно-коммунальное хозяйство – 14,8 миллиарда тенге с ростом на 8,7 миллиарда! Увеличение более чем в два раза. Деньги направлены на развитие систем водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах – аж 7,6 миллиарда тенге должно быть освоено через два областных управления.
Кстати, на ремонт дорог областного и районного значения бюджет тоже выделяет огромные средства – более 4 миллиардов тенге.
Графа “Прочие расходы” составила около 5 миллиардов тенге, что необычно много.
– Сюда вошли пункты реализации некоторых направлений программы “Дорожная карта бизнеса-2020” (только развитие инфраструктуры потянуло на 2,6 миллиарда тенге), а также мероприятия в рамках еще одной новой программы – развития моногородов на 2012–2020 годы. В области к таковым отнесены Каратау и Жанатас, – напоминает А. Уали.
А что с контролем
В общем, на повестке дня у огромной армии чиновников стоит задача: исполнение бюджета 2013 года. А это значит, что нас снова ждут тендеры и совещания по поводу выделяемых из госказны средств.
Вот тут-то и возникают сомнения. Если увеличение расходов можно признать оправданным, то контроль за процессом освоения средств должным образом так и не налажен. Ведь в стране по-прежнему выявляется масса нарушений в ходе тех же госзакупок, строительства школ и больниц.
– В нашем регионе множество нарушений выявляется постфактум, когда деньги уже “съедены”. Получается, средства в бюджет не вернешь, а директора компаний и госслужащие могут отделаться мягким наказанием. Потому на законодательном уровне нужны меры, которые позволили бы жестко контролировать освоение средств уже на начальном этапе, – считает наш эксперт.
Источник: Караван, Шухрат ХАШИМОВ