Президент страны предложил построить новый – четвертый – нефтеперерабатывающий завод. Руководство Мангистауской области и ряд известных в стране нефтяников-ветеранов предлагают рассмотреть возможность строительства нефтеперерабатывающего завода на территории Мангистау. И для этого есть все основания. Своими мыслями о строительстве нефтеперерабатывающего производства в Мангистау поделился Атагозы Ботагараев.
Справка редакции: Он стоял у истоков строительства НПЗ в Мангистау. В 1985-1990 годы занимал должность главного энергетика производственного объединения «Мангышлакнефть». В 1992-1997 годы непосредственно участвовал в строительстве нефтеперерабатывающего завода, работая главным энергетиком, заместителем дирекции строящегося предприятия. После того как строительство завода пошло на спад, Атагозы Ботагарев работал начальником отдела капстроительства, вице-президентом АО «Мангистаумунайгаз», являясь членом правления компании. В 1998-2010 годы был главным энергетиком акционерного общества. Ныне он является директором ТОО «ЭнергоКомплектСтройСервис». Все эти годы Атагозы Ботагарев посвятил развитию нефтегазовой отрасли Мангистау, в том числе энергоснабжению месторождений.
Важным этапом в развитии нефтяной и газовой промышленности явилось открытие и быстрое освоение уникальных нефтяных месторождений Каражанбас, Каламкас на полуострове Бузачи Мангистауской области.
Вместе с тем реализация и использование бузачинской нефти осуществляется нерационально и неэффективно в силу ее особой специфичности — высоковязкость и легкость фракции не более 10-15% низко оценивается на рынке реализации.
Как отметил Атагозы Ботагараев, в свое время Министерство нефтяной и газовой промышленности СССР, Кабинет Министров Казахской ССР после глубокой проработки различных вариантов эффективного использования и переработки бузачинской нефти и обеспечения нефтепродуктами республики определили необходимость строительства Мангистауского нефтеперерабатывающего завода. (Постановление Кабинета Министров Казахской ССР и Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР №101 от 14.02.1991 г.)
«Согласно проекту глубокой переработки уникальной бузачинской нефти мощность завода составила бы 6 млн. тонн в год. В состав продукции входили: высококачественные бензины, реактивные и дизельные топлива, дорожные и строительные битумы, а также очень ценные компоненты – ванадий и никель. Ввод первой очереди завода мощностью 3 млн. тонн нефти был запланирован на 1995 г. Постановлением Кабинета Министров республики №605 от 14.10.1991 г. была принята дополнительная мера при строительстве завода – квота на экспорт. Ежегодно 1 млн. тонн бузачинской нефти от валютной выручки мог бы использоваться по целевому назначению для финансирования строительства завода. Был открыт валютный спецсчет в «АЛЕМ Банке» для накопления капитала от продажи нефти», – рассказал он.
Атагозы Ботагараев также отметил, что в четвертом квартале 1991 года создана специальная дирекция по строительству Мангистауского НПЗ (заказчик строительства), Прикаспийское управление строительства – генеральный подрядчик строительства завода, генеральный проектировщик завода – институт «Грозгипронефтехим». В конкурсе строительства завода участвовали всемирно известные фирмы, такие как консорциум: США (Келлог, Фостер Уиллер), Германии (Лурги, Зальцгиттер-Анлагенбаум), Японии («Мицуи-Мицубиси-Тойо»). Правительственной комиссией был определен строитель завода – японский консорциум с мировым рейтингом «Мицуи-Мицубиси-Тойо».
За короткий срок в 1993 году, японцами было разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) завода. Стоимость первой очереди завода, технологическая часть (проектирование, строительство, закуп оборудования), определенное ТЭО, составила 1675000 долларов США. Сметная стоимость объектов не технологического характера, инфраструктуры – 700 млн. долларов США. Японским проектом была предусмотрена переработка бузачинской нефти глубиной 92,5% с применением передовых достижений науки и технологий, соответствующая мировым стандартам и пользующаяся спросом на мировом рынке, а также выделения редких металлов ванадия и никеля.
«Для выбора площадки под строительство Мангистауского НПЗ была создана комиссия с участием специалистов ПО «Мангышлакнефть», ДС МНПЗ и представителей властных структур. Комиссией осмотрены следующие участки с выездом на места: город Форт-Шевченко, 43-й километр от города Актау, город Новый Узень, поселок Ералиево и район МАЭК. В итоге – выбрана площадка в районе 43 км севернее города Актау. В 1992 году составлен проект ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), одобрен и утвержден совместно с экологической службой области.
Знаменательным событием стало официальное начало строительства завода – 16 мая 1992 года. Руководители области (Ф.Новиков, Н.Марабаев), Министерства Республики (Н.Бекбосынов), ПО «Мангышлакнефть» (Л.Киинов), Миннефтепром СССР (С.Топлов) на торжественном митинге объявили о начале строительства Мангистауского НПЗ», – вспоминает он.
За 1992-1994 гг. были проложены несколько десятков километров асфальтовой дороги до завода, более 20 км внешнего технологического трубопровода морской воды (диаметром 1220 мм), 15 км водопровода питьевой воды, 47 км железной дороги от станции Тамак до завода, высоковольтных линий – 6 кВ, построена ремонтно-механическая база, база стройиндустрии и много других объектов.
В мае 1994 года замедлился темп строительства завода из-за отсутствия финансирования. Для решения вопроса с Правительством республики была создана группа, в состав которой вошли представители различных партий, строительной организации и заказчика. Перед Правительством страны были поставлены ряд вопросов.
Во-первых, возвратить ПО «Мангистаумунайгаз» валютные средства полностью, ранее аккумулированные на спецсчете «АЛЕМ Банка» для строительства Мангистауского НПЗ, изъятые постановлением №229 от 28.02.94 г. в доход республиканского бюджета, а также розданные различным кооперативам Правительством, возглавляемым Терещенко. Во-вторых, признать приоритетность строительства Мангистауского НПЗ среди строек, инвестируемых иностранными банками. В-третьих, выдать необходимую правительственную гарантию банкам и инопартнерам (консорциум «Мицуи-Мицубиси-Тойо»), финансирующим проект. И в четвертых, обеспечить реализацию постановлений Правительства РК, принятых по строительству Мангистауского НПЗ.
В то время, рассказывает Атагозы Ботагараев, группа представителей области побывала на приеме у вице-президента Республики (Асанбаев), председателя Правительства РК (Кажегельдин), председателя Верховного Совета (Кекилбаев). Однако поставленные вопросы перед руководителями республики не нашли решений.
– Крупнейшая строительная организация региона – Прикаспийское управление строительства из-за отсутствия финансирования строительства завода 1995-1996 гг. остановило строительство, а затем было ликвидировано (упразднено) со всеми подразделениями. Правительством республики по строительству завода были выпущены еще три постановления, однако и они остались не реализованными. Финансирование инвестиционной программы большой стоимости в то время выходило за рамки республиканского бюджета. Поэтому необходим был международный источник финансирования. Для этого планировалось создание совместного предприятия с участием иностранного партнера –«Мицуи-Мицубиси-Тойо». Согласно ТЭО, разработанного японской стороной, предусматривалось их участие в строительстве и эксплуатации завода и финансирование строительства: 70% – экспортно-импортным банком Японии, 20% – экспортно-импортным банком США, остальная часть через экспортные кредиты Европейских агентств. В 1994-1997 гг., в самые тяжелые годы становления суверенного Казахстана, Правительство РК не смогло дать гарантию погашения кредита реальному инвестору – японской стороне. В настоящее время высокие экономические показатели и положительная репутация на международной арене позволили Казахстану стать привлекательным государством для инвестирования. На новом, более успешном уровне развития Казахстана, считаю актуальным возобновить строительство Мангистауского НПЗ, – рассказал Атагозы Ботагараев.
Он привел ряд преимуществ, которые сделают данное строительство экономически и финансово выгодным. Прежде всего, он отметил, что построенные внешние инженерные коммуникации и инфраструктура завода сократят срок строительства и ввода в эксплуатацию предприятия на 1-1,5 года и сэкономят финансовые средства на сооружение. Еще один важный момент: высокая вязкость и малое содержание светлых углеводородов бузачинской нефти низко оцениваются на мировом рынке (30-40% дешевле марки «BRENT»). Высокие транспортные затраты делают ее продажу за границу неэффективной. «Переработка же на месте позволит эффективно использовать природные богатства края», – заявил он.
Преимуществом является и то, что большие извлекаемые запасы месторождений (Каламкас, Каражанбас, Северные Бузачи, Жалгызтобе, Каламкас-море, Каражанбас-море, Узень, Жетыбай и других месторождений) обеспечат долгосрочную эксплуатацию Мангистауского НПЗ с наращиванием впоследствии его мощности. А согласно технико-экономическому обоснованию завода, разработанного всемирно известными японскими фирмами, глубина переработки нефти составит 92,5%. И это тоже важный момент, на котором сделал акцент Атагозы Ботагарев.
Он подчеркнул, что в свое время положительное экспертное заключение проекта завода выполнено независимыми известными английскими фирмами (Ален энд Овери, Кем Системз, Барклайз Банк). Более того, утверждена экологическая экспертиза завода и ОВОС, оптимальное место расположения с учетом всех требований (рядом проходят магистральные нефтепроводы).
– Технология переработки Павлодарского и Шымкентского НПЗ привязана к западно-сибирской нефти, то есть к российскому сырью. Нефтепродукты всех трех заводов республики не соответствуют мировым стандартам, и в настоящее время 35% нефтепродуктов поступает из России. Ввод Мангистауского НПЗ, который будет работать на местном сырье, с глубиной переработки до 92,5% и выпуском высококачественной продукции бензина марки «Евро-4», «Евро-5», решит экономическую и стратегическую независимость извне. А при переработке кроме нефтепродуктов из состава будут выделены редкоземельные стратегические металлы – ванадий и никель, – рассуждает ветеран-нефтяник.
По его словам, преимуществом является еще и то, что имеется развитая транспортная логистика региона для сбыта продукции завода как внутри страны, так и за ее пределами. Вводится в эксплуатацию железнодорожная ветка Узень – госграница с Туркменистаном – Горган (Иран) с выходом на Персидский залив. Продукцию нефтепереработки можно отправлять через морской порт Актау в дальнее и ближнее зарубежье.
Более того, подчеркнул аксакал, сохраняется потенциал высококвалифицированных промышленных кадров для работы на НПЗ, а также в строительных, транспортных, энергетических и других структурах. А это в свою очередь повлечет сокращение роста безработицы и снижение социальной напряженности в регионе.
– Считаю, что эффективная работа завода будет своеобразным финансовым донором для пополнения бюджета области и республики. Строительство Мангистауского НПЗ позволит укрепить экономику Западного региона Казахстана, – заключил Атагозы Ботагараев.
Александр ПОКАТИЛОВ