[:ru]
Тему для каждой очередной Биеннале задает куратор центрального павильона.
Всемирный смотр современного искусства – Венецианская Биеннале — проходит в итальянском городе на воде раз в два года. Корреспондент Zakon.kz побывал в Венеции, своими глазами увидев самые актуальные и выдающиеся на данный момент произведения современного искусства.
Венецианская Биеннале, открывшаяся 11 мая, расположилась на трех основных городских локациях- Арсенал, Гьярдини и Форте Маргера. Это не временные, а стационарные павильоны: за время существования выставки на протяжении 20 века ведущие страны мира выстраивали собственные павильоны, спроектированные видными национальными архитекторами. Помимо страновых павильонов здесь есть главные павильоны, где выставлены работы 79 художников и арт-групп со всего мира — преимущественно это 30–40-летние авторы, многие с успешной международной карьерой.
Тему для каждой очередной Биеннале задает куратор центрального павильона. Эта тема призвана отразить современное состояние искусства. Всем участникам Биеннале предлагается так или иначе следовать обозначенной куратором теме. В связи с этим особое внимание профессионалов приковано к выбору главного куратора. В 2019 году это Ральф Ругофф, руководитель лондонского центра современного искусства Hayward Gallery, а девизом и основной темой стала фраза “May you live in interesting times” (псевдокитайское изречение, аналогичное русскому «Не дай вам бог жить в эпоху перемен»)
Достаточно беглого взгляда на работы, выставленные в главном павильоне La Biennale в Гьярдини, чтобы понять: современных художников не просто волнуют, а даже тревожат изменения, происходящие в мире.
Китайские деятели искусства Сунь Юань и Пен Ю остерегают современников от увлечения достижениями научно-технического порогресса. Их работа «Can’t help myself» представляет из себя промышленного робота с ковшом, который поворачивается и беспокойно сгибается в своей прозрачной клетке, почти как существо, захваченное и выставленное на обозрение. Эта жидкость, похожая на кровь, постоянно вытекает, вызывая срабатывание датчиков робота и побуждая машину сдвинуть ее на место.
Художник Генри Тэйлор затронул проблемы бедности мирового населения, когда люди вынуждены жить на улице словно гиены, а Александра Биркен в инсталляциях «Walking house» и «Snoopy» недвусмысленно намекнула, как опасны мотогонки.
Белоснежный коридор — тоже инсталляция.
А вот так, по мнению Джорджа Кондо, выглядит Facebook в лицах. Сплошная чернуха, одним словом.
Интересная инсталляция со знакомыми жителям Казахстана и Центральной Азии словами предвосхищает зал с другими, не менее интересными работами .
Настоящий бархатный «Мурал» в стиле модернизма подготовил Эд Минолити.
Задача национальных павильонов на Биеннале – не только поговорить о мировых проблемах, но и рассказать о своей стране. До начала нынешней Биеннале мы сообщали, что у Казахстана также может появится свой павильон на всемирном смотре современного искусства, поскольку кураторы отобрали работы двух художниц, в том числе Бакыт Бубикановой. Однако в последний момент стало известно, что профильное министерство отказало в финансировании, поэтому работы наших соотечественников в Венеции в этом году мир не увидел.
Обход выставочных павильонов всех стран-участниц – дело непростое, потому любители искусства отдыхают прямо здесь же, в парке на лужайке. Либо сидят на ступеньках.
Страна-хозяйка Биеннале – Италия, представлена двумя павильонами. В «Арсенале» находится огромный итальянский павильон, а в парке Гьярдини – павильон Венеции. Его кураторы креативно подошли к делу. Во-первых, современное искусство — не только визуальное наслаждение, но и ощущения, впечатление. А во-вторых, Венеция сама по себе уникальна, и рассказать о ней без вдохновения невозможно. Поэтому венецианский павильон наполнен водой, заходить в него нужно только босиком и по 8 человек.
Внутри посетителей ожидает настоящее приключение!
О переменах задумались в египетском павильоне: здесь у Сфинксов вместо голов телевизоры и спутниковые тарелки, а ходить нужно как по лабиринту.
Израиль развернул целый госпиталь (Айя Бен Рон, «Field hospital»), затронув темы насилия над детьми и женщинами.
Бразилия представила зажигательные танцы.
Польша обнажила самолет, показав все, что скрыто под обшивкой. (Роман Станьчак, «Flight»).
Французский павильон целиком и полностью посвящен проблеме загрязнения окружающей среды.
А канадский – местным коренным жителям, вынужденным соседствовать с цивилизацией.
Павильон Дании представлен работой Лариссы Сансор «Heirloom»: художника беспокоит будущее планеты Земля в связи с тотальным загрязнением окружающей среды.
Япония посвятила свою экспозицию последствия землетрясений и цунами, а совместный павильон Скандинавских стран напоминает об изменениях климата, уже происходящих в мире.
Бельгия показала инсталляцию с движущимися куклами размером с человека, выполняющими определенные действия.
Многие страны выставили более специфические работы своих художников, в том числе видеофильмы, инсталляции.
В Британском павильоне выставлена экспозиция, включающая гербарий, высушенных насекомых, посуду.
Она, несмотря на свою минималистичность, занимает 6 комнат, и одновременно ее могут смотреть только 8 человек.
В павильоне США выставлены интересные скульптуры из современных материалов.
Российский павильон наполнен мрачной композицией, подготовленной Государственным Эрмитажем – главным музеем Санкт-Петербурга. По окончании Биеннале в начале следующего года экспозицию обещают привезти в Москву, Астану и Амстердам. Экспозицию в Главном штабе Эрмитажа представят в расширенном варианте, будет точно не так как в Венеции, а чуть-чуть по-другому, будет по-петербургски, а потом по-московски. Впервые за последние 20 лет российское государство отказалось от финансирования павильона в Венеции.
Идея Венецианской Биеннале возникла у консула Венеции Риккардо Сельватико в 1893 году. Основой для этого послужил успех однократно проведённой в Венеции в 1887 году Национальной художественной выставки (итал. Esposizione nazionale artistica).
Венецианская Биеннале была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции». На первой Биеннале были представлены работы художников из 16 стран. Престиж Биеннале вскоре достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году её регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда. В 1930-х годах в рамках Биеннале основаны международные фестивали музыки, театра, кино, в 1975 — Международная выставка архитектуры.
Во второй половине 20 века Венецианская Биеннале сыграла ключевую роль в становлении современного искусства. Художественные явления, представляемые странами-участницами и оценивающиеся международным жюри, вписываются в историю мирового искусства и существенно влияют на направление его развития. Жюри вручает приз за лучший национальный павильон и особо отмечает одного или нескольких художников. Так, в 1964 приз был вручен Роберту Раушенбергу, что стало одним из важных эпизодов международного признания поп-арта.
К 2019 году Венецианская Биеннале разрослась и включает 90 национальных павильонов, 29 из которых перманентно находятся в садах Гьярдини и считаются собственностью стран-участниц. Когда в садах стало не хватать места для строительства новых павильонов, а количество желающих принять участие увеличилось, к Биеннале добавилась вторая площадка, расположенная на месте бывших доков, — Арсенале. Следующая Венецианская Биеннале пройдет в 2021 году.
Альберт Ахметов, Венеция
https://www.zakon.kz/4983955-venetsianskaya-biennale-2019-ku-ku.html
[:]