АЛТЫНОРДА
Новости Алматы

Власти Алматы взялись за решение одной из самых насущных проблем города

Алматы без пробокНынешний 2013 год объявлен акимом города Алматы Ахметжаном Есимовым Годом общественного транспорта, для чего была принята специальная Программа развития автомобильных перевозок пассажиров и багажа на 2012–2016 годы, призванная создать динамично развивающуюся, устойчиво функционирующую и сбалансированную городскую транспортную систему. Заметим, что к реализации Программы власти города приступили предварительно изучив итоги соцопросов на предмет пожеланий и претензий алматинцев касательно транспортной инфраструктуры Алматы.

Претензий и пожеланий, как и следовало ожидать, было не мало. С учетом территориальных особенностей такого непростого во всех отношениях города как Алматы, где сегодня проживает более миллиона человек, где зарегистрировано более 500 тысяч автотранспортных средств, куда ежедневно въезжает более 200 тысяч иногородних автомобилей, вопрос этот власти города держат на особом контроле.

Известно, что как Астана является политическим эпицентром республики, так Алматы был и остается культурным, финансовым, туристическим центром страны. Посему город должен соответствовать этому статусу во всех сферах жизнедеятельности. К сожалению, состояние пассажирских перевозок общественным транспортом сегодня не отвечает необходимым требованиям.

Одна из первоочередных задач, стоящих перед властями мегаполиса, – усовершенствовать работу общественного транспорта. В связи с этим, учитывая многочисленные замечания и пожелания горожан, как уже было сказано, аким города для наведения порядка в отрасли, инициировал создание отдельного управления пассажирского транспорта, между прочим единственное в структуре местной власти в стране, и поручил ему, как уже было сказано, разработать программу «Развитие пассажирского транспорта на 2012–2016 годы».

Программа состоит из нескольких направлений. В частности, в целях упорядочения въезда в Алматы иногороднего транспорта предлагается на границах города построить четыре автовокзала и две автостанции. Условные названия автовокзалов: «Восточный», «Талгарский», «Северный» и «Западный». Они расположатся на солидных территориях с хорошей инфраструктурой и будут обслуживать междугородние, международные и пригородные маршруты. Планируемая пропускная способность объектов превысит 50 тысяч человек в сутки. При автовокзалах будут построены автостоянки до пяти тысяч мест, для того чтобы приезжие люди могли оставить свои авто и заехать в город на общественном транспорте.

 В Алматы действует 20 транспортных развязок, еще шесть построят к концу текущего года. К имеющимся 60 наземным и подземным пешеходным переходам прибавится еще 16, столько же их запланировано построить в следующем году. Проблемным остается выезд из города в область. Учитывая, что ежедневно в мегаполис прибывает и покидает около 200 тысяч автомобилей, остро необходимы Большая алматинская кольцевая автомобильная дорога (БАКАД) и пробивка узловых магистралей за пределы Алматы. В этой связи решено реконструировать трассы Алматы — Бишкек, Алматы — Капшагай, Алматы — Кокпек — Чунджа — Коктал, Алматы — Талгар — Евгеньевка и Алматы — Шамалган — Узунагаш с доведением их ширины в районе БАКАД до шести полос.

В целях укрепления инфраструктуры городского пассажирского транспорта планируется оборудовать десять разворотных площадок для автобусов и одну тысячу остановок общественного транспорта. Сегодня в Алматы из существующих 1610 остановок только 500 соответствуют необходимым требованиям.

В связи с низким уровнем технической оснащенности перевозчиков для создания здоровой конкуренции помимо второго муниципального автобусного парка предусматривается строительство еще двух. Открытие муниципального автопарка положительно повлияло на перевозчиков, которые также стали приобретать новые автобусы, улучшать качество обслуживания и вводить единую форму для водителей.

Возможно, в этом году начнется строительство линии легкорельсового транспорта. Уже подготовлена проектно-сметная документация, которая прошла экспертизу. Протяженность первой линии составит 15 километров. Легкорельсовый транспорт позволит разгрузить город. Кроме того, обсуждается возможность строительства подобных линий от Алматы до городов-спутников – Талгара, Капшагая и Каскелена. Общая сумма затрат по этой программе составляет около 90 миллиардов тенге, из них девять выделено из местного бюджета, 81 миллиард – за счет инвестиций.

В проведенном опросе немало нареканий алмаатинцы высказали в связи с зачастую хаотичной работой общественного транспорта. Непростой разговор, состоявшийся с перевозчиками, был результативным — стороны практически договорились о введении штрафных санкций за безобразия, которые творят их водители на маршрутах. В данный момент по этому поводу в договоры вносятся дополнительные условия. Так, если водитель вышел на линию без форменной одежды, «байгует», хамит и так далее – городские власти штрафуют предприятие. Поскольку любой руководитель не станет портить репутацию и платить штрафы за нерадивых работников, он сам примет меры к водителю-нарушителю, вплоть до его увольнения.

Также принятой Программой предусматривается создание транспортных коридоров, обособленных полос для пассажирских автобусов на магистральных улицах. Одновременно с этим планируется ликвидировать на этих улицах автомобильные парковки. Вместо них на перпендикулярных улицах появятся современные паркоматы со специально оборудованными местами для парковки. Таким образом, общественный транспорт приобретет преимущество в движении. Думается, сотни тысяч алмаатинцев обрадуются такому решению вопроса. А пока большинство автомашин паркуются прямо на проезжей части, что создает большие проблемы для проезда общественного транспорта. В связи с этим сужается трафик движения, приходится работать в очень сложных условиях.

В результате предпринятых комплексных мер программа предусматривает увеличение доли общественного транспорта до 33 процентов в общем объеме перевозок, сегодня она составляет лишь 20 процентов.

Такой продуманный подход призван мотивировать алмаатинцев пересесть с частных авто на общественный транспорт, и не сидеть часами в пробках, экономя время, деньги и нервы. К слову, к разработке этой программы руководство Алматы подошло комплексно, эффект от ее реализации «закрывает» еще одну проблему города – экологическую. Сегодня почти 80 процентов выхлопов в городе дает автомобильный транспорт. Кроме того, в Алматы уже появились автобусы на газе, современные троллейбусы. Об экологичности метрополитена, две строящиеся станции которого в ближайший год дойдут до спальных районов, говорить излишне.

В данный момент уполномоченные городские органы власти занимаются вопросами отвода земельных участков под строительство четырех автовокзалов. Параллельно рассматривается вопрос об отведении земельного участка под третий муниципальный парк. Второй парк уже достраивается, расположен он на месте бывшего автобусного парка № 3. Объявлен конкурс на приобретение 200 автобусов, работающих на компримированном газе, который финансируется из городского бюджета. Планируется закупить еще 200 автобусов для третьего муниципального парка за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития. В текущем году приобретается еще 100 троллейбусов, 17 трамваев, десять автобусов для туристических маршрутов и столько же для «горных» маршрутов.

Есть хорошая новость и для тех, кто часто пользуется воздушным транспортом. Скоро до аэропорта можно будет добраться за считанные минуты — в Алматы планируют открыть экспресс-маршрут от центра города до воздушной гавани. Для этого также запустят несколько комфортабельных автобусов. В выходные дни они будут курсировать и до «Медео».

Итак, власти города взялись за решение одной из самых насущных проблем Алматы. Не секрет, развитая транспортная система напрямую является фактором, стимулирующим социально-экономическое развитие страны, повышение уровня жизни. И самое главное — современная, эффективная, стабильная транспортная система отвечает желанию горожан передвигаться по городу безопасно, экономично и экологично.