В далекие-далекие времена, путешествуя по Великой степи, один немецкий путешественник был поражен от встречи с кочевниками-казахами. Он писал, что длительные, неторопливые переезды по степи, любование окружающей великолепной природой наложили отпечаток на людей, выковали у степняков философско-созерцательный характер. Это мирные люди, любящие спокойную размеренную жизнь, веселую шутку и острое слово. Постоянные перемещения с одного места на другое, практически никогда не прекращавшиеся набеги врагов, посягавших на родные степи, выработали у древних предков казахов – саков, гуннов и других – неприхотливость, веру в судьбу, решимость перед лицом надвигающейся опасности. Кочевники-казахи сами не нападали ради захвата чужих земель. В мирное время каждый занимался своим делом. Но как только наступали тяжелые времена войны и враг подходил к границам степи, тут же скотовод превращался во всадника на коне: вооруженный копьем, луком и саблей, кочевник защищал свою землю, свой народ от многочисленных нашествий.
Смерть настигала в славных боях, и редко кто доживал до старости. Доблесть воинская обрастала легендами, и воспевали ее веками у долгих степных костров, и слава ушедших возносилась вместе с дымом к далекому небу. И горе тому, кто проявлял трусость в поступках или помыслах своих. Позор покрывал весь его род и всю его семью. Домом была степь, а судьбой дорога, по которой кочевал степняк из поколения в поколение, из года в год, из века в век. Истиной были заветы отцов, эта зыбкая жизнь, в которой поровну и счастья, и горя. Рождались герои. Уходили герои. Оставались песни. И все так же зачарованно смотрел кочевник на ночное небо, пытаясь постичь великую тайну бесконечных звезд…», – так пишут о тех далеких временах жизни наших предков Б.Е.Кумеков и А.А.Галиев в книге «Каган Модэ». В работах многих историков отмечается, что военная система азиатских степняков являлась «одной из самых совершенных военных систем средневековья». Гунны, древние предки казахов, с детства привыкали к постоянным тренировкам, ведь от того, как ты владеешь саблей или копьем, зависела жизнь, причем не только твоя, а подчас всей семьи и всего племени. Поэтому дети кочевников рано начинали соревноваться в силе, ловкости, быстроте и смекалке. Гунны могли на полном скаку срубить лозу, низко наклонясь к земле, собрать мелко рассыпанные предметы, легко перепрыгивали с одного бешено несущегося коня на другого. Гуннские стрелы, с жутким свистом прорезавшие воздух, наводили ужас на врагов. Они пробивали любые доспехи насквозь.
Более ранние племена кочевников – саки «искуснейшие стрелки, не пускающие стрелы наугад». Вооружение саков состояло из лука, меча, панциря, боевой секиры и легкого щита. В легком бою они использовали короткие мечи – «акинаки» и копья, а для дальнего боя – прекрасные луки и стрелы. Сакское войско – это не только лава легких лучников, но и тяжелая панцирная конница, сильная как в неожиданном нападении, так и в открытом сражении со всадниками и пехотинцами. У саков накануне походов весь народ становился войском. Каждый, кто мог носить оружие и сидеть на коне, участвовал в походе. Войско отличалось большой мобильностью, неутомимость и неприхотливость коней саков позволяла им двигаться быстро и совершать большие переходы. А затем – конная лава, дождь смертоносных стрел, летящие дротики и страшная сеча: в ход пущены топоры-секиры, копья, мечи-акинаки – все это наводило панику на противника. Главной тактикой суюннов точно также был бой на расстоянии в рассыпном строю, чтобы, как пишут китайские летописцы, «противопоставив неприятелю лучшую конницу, под тучею стрел решать победу». Основным оружием у суюннов был сложносоставной лук со стрелами. Стрелы быстро преодолевали большие расстояния, нанося врагу болезненные рваные раны. Делали и «поющие стрелы» – на лопастях стрел делали небольшие отверстия или надевали на черенок стрелы костяной шарик-свистульку. При полете такие «поющие стрелы» издавали свистящий звук и наводили страх на неприятеля.