[:ru]
Аул небольшой, на 625 дворов — всего 1200 жителей. Может, поэтому договориться всем селом было просто.
«У нас просто жители сознательные», — объясняет сей феномен местный аксакал, глава совета биев Абдуалы Карымбай, один из инициаторов введения сухого закона.
Абдуалы Карымбай, глава совета биев аула Жусансай
О причине, побудившей к введению моратория, он вспоминает с большой неохотой. Случай восьмилетней давности потряс весь аул: пьяный водитель за рулем сбил насмерть двух братьев, совсем еще молодых парней.
Преступника осудили, а здешние бии совместно с имамом местной мечети призвали сельчан отказаться от употребления алкоголя, а заодно, и сигарет, чтобы впредь ни то, ни другое не дурманило им головы.
«Молодежь согласилась сразу, — вспоминает Абдуалы-ата, — женщины двумя руками были «за», а вот мужчины среднего возраста и постарше, которые привыкли пить за здоровье, противились дольше других. Но постепенно удалось убедить всех. В том числе и собственным примером: сам уже четверть века ни пью, ни курю, и на здоровье, а мне уже 63 года, не жалуюсь».
Поддержали здоровую идею и владельцы трех местных магазинов: ни в одном из них на прилавках не найти ни спиртного, ни сигарет.
Карлыгаш Елтай, жительница аула Жусансай
«Нет такого товара – и соблазна тоже нет, — поясняет хозяйка одного из магазинов Карлыгаш Елтай. — У меня ведь самой взрослые дети, внуки. Женщины наши, конечно, спасибо мне говорили, а мужчины поначалу обижались на меня. Но потом привыкли. А проезжие до сих пор удивляются, когда заходят к нам, чтобы купить сигарет или пива, но не находят их».
Самый популярный напиток у жусансайцев — кумыс, его здесь уже с апреля готовят буквально в каждом дворе.
Безалкогольные тои в селе давно стали нормой. В свободное время мужчины играют в волейбол в спортзале местной школы. Его, кстати, они отремонтировали асаром, уговорив акимат выделить деньги лишь на покупку строительных материалов.
Предприниматели Жусансая не менее сознательны: ремонтируют за свой счет дороги, строят мосты. Один из них — Абдрашит Омаров — построил мечеть.
«Ее старое здание появилось еще при Союзе, — рассказывает Абдуалы Карымбай. — После его приспособили под мечеть. В 2007 году решились скинуться всем селом и, наконец, построить новую. Но Абдрашит раздал всем деньги обратно и за свой счет построил хорошую мечеть, а потом еще 11 аксакалов в хадж отправил».
Центральная улица Жусансая, на которой стоит новая мечеть, тоже особенная.
Несколько лет назад сельчане единодушно решили назвать ее в честь уважаемого человека, бывшего председателя колхоза, фронтовика Тазабека Исабекова. Его пятеро сыновей в благодарность за память к отцу заасфальтировали ее за свой счет.
Еще одна отличительная особенность Жусансая – насыщенная культурная жизнь. Это один из немногих аулов, где есть дом культуры и библиотека. Разместили их в зданиях старой школы, после того, как местной детворе построили новую.
Опять же асаром отремонтировали их, умудрились даже кресла раздобыть для зрительного зала. Не забыли и про пандусы. Аксакалам, даже без колясок, подниматься по нему в клуб проще.
И пусть этим саманным постройкам больше полувека, но жизнь в них не просто теплится – кипит.
Отопления в клубе пока нет, но он все равно не пустует. Поводов для проведения мероприятий всегда достаточно. К примеру, 85-летие образования ЮКО решили отметить концертом. Есть свои певцы, чтецы, танцоры, опять же кружок игры на домбре – артистов хоть отбавляй.
Местная библиотека – одно из популярных заведений в ауле. Читатели не мерзнут – греет печка-буржуйка. Фонд ее насчитывает шесть тысяч книг и жусансайцы готовы принять в дар еще, особенно художественную литературу.
«Парка у нас нет, аллеи ветеранов опять же, а ведь из нашего аула 74 человека на фронт ушли воевать, надо их имена для потомков сохранить, — поясняет Абдуалы-ата. – Но это мы исправим в ближайшее время. Земля есть – этот участок мы бережем, деревья уже здесь посадили. Осталось теперь спонсоров найти для устройства парка».
Парк в ауле уже заложили. Осталось его облагородить
Активности жусансайцев в грамотном обустройстве жизни аула можно только позавидовать. Осталось выпытать еще один секрет – отсутствие преступности.
Мужья-дебоширы, признается Абдуалы Карымбай, есть, но до полиции их жены не доходят. Сначала в совет биев идут.
Аксакалы начинают работу с семьей, заменяя психологов, медиаторов, полицейских и даже судей. Мирно разрешают конфликт, ставят на место отцов семейств, а потом еще контролируют ситуацию для профилактики.
«Поэтому и разводов у нас нет, семьи в большинстве своем крепкие», — консатирует Абдуалы-ата.
Плюсы трезвого образа жизни в Жусансае оказались настолько очевидны, что уже два соседних аула – Аккойлы и Сартугай – перенимают этот опыт.
[:]