[:ru]
Сказано на авторском вечере в Астане.
Известный казахстанский режиссер Ермек Турсунов, снявший фильм «Келин», который в 2010 году едва не взял премию «Оскар» за лучший иностранный фильм, провел авторский вечер в Астане. Sputnik предлагает ознакомиться с фрагментами его выступления.
О Султане Бейбарсе
Темой Султана Бейбарса я занимался со студенческих лет, позже написал роман «Мамлюк». Этой темой меня заразил Морис Симашко, автор повести «Емшан». Он мне говорил: «Вы, казахи, все время пытаетесь углубить свою историю. Если хотите углубить, не надо ничего придумывать — у вас был Султан Бейбарс».
Султан Бейбарс по своей масштабности вполне сопоставим и с Чингисханом, и с Наполеоном, и с Александром. Легендарная личность, феноменально мало изученная. Бейбарс в Египте, например, канонизированная фигура, это икона. Они никогда не говорят Бейбарс, а называют его «отцом победы», «королем королей», «защитником веры». Потому что он остановил не только крестоносцев, но и монголов, защитил Иерусалим, который был столицей арабского мира. Мы с Сергеем Азимовым готовились снять «Мамлюк», даже провели арабский кастинг, выбирали локации, собирали деньги. В этот момент грянул кризис и денег не оказалось даже у шейхов. Проект заглох, но фильм снять хотелось бы.
О религии
Я сейчас наблюдаю большое богоискательство. Вижу очень много религии, но очень мало бога.
Возникает мода на ислам, потому что много пустоты в душе и мало веры. Когда человек лишается веры, он должен во что-то верить и начинает искать бога. Мы же не ищем бога, когда нам хорошо, мы ищем, когда нам плохо. Это просто говорит о том, что у нас атмосфера в стране такая, хочется кому-то поплакаться, поэтому очень много стало религии. Сейчас, когда я вижу на улицах наших девочек, которые вдруг все покрылись, я не вижу в этом ничего плохого, я понимаю, что это не она оделась, это папа с мамой сказали.
О Шэрон Стоун
Когда «Келин» вышел, случилась такая смешная история. Я поехал за границу, там 24 международных приза, шорт-лист Оскара, барабанная дробь. Взял в аренду смокинг, очутился на оскаровской церемонии. Тут прибегает Шэрон Стоун, спрашивает: «Как дела? Что делаешь?». Мы начинаем танцевать. У меня в кармане оставалось всего 200 долларов. Танцуем, я пощупываю карман: на месте ли деньги. А потом она вдруг говорит: «Что-то у меня голова закружилась, я домой». И добавляет: «Ну пока! Летом я у вас буду в Гонконге, передавай привет Ли». Оказывается, она перепутала меня с каким-то гонконгским режиссером.
[:]