АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Все умрут, а я останусь: истории единственных выживших в воздухе, в море, на земле и под землей[:]

[:ru]

Есть ситуации и обстоятельства, в которых, кажется, выжить невозможно, и гибель всех участников таких событий подтверждает это мнение. Однако находятся люди, буквально воплощающие известную фразу из фильмов о бессмертном горце с мечом: «В конце останется только один», — они выживают вопреки всему и потом живут долгие годы.

 

Как правильно свалиться с неба

Когда случается авиакатастрофа в воздухе на высоте нескольких километров, особенно взрыв самолета, обычно предполагается, что выживших не остается. И обычно, это, к сожалению, так и происходит. Но из этого печального правила есть исключения.

 

Один из самых известных таких примеров — стюардесса югославской авиакомпании JAT Airways Вéсна Вýлович, невольно побившая 26 января 1972 года мировой рекорд по выживанию после падения с большой высоты без парашюта. И высота эта была по-настоящему большая: 10 160 м.

Дело было так: в тот день в половине второго пополудни небольшой (вместимостью не более 115 человек в максимальной компоновке со всеми местами экономкласса) авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 вылетел рейсом номер 367 из Стокгольма в Белград с остановками в Копенгагене и Загребе. В 15:15 он во второй раз за день поднялся в воздух в аэропорту датской столицы, чтобы спустя 46 минут в воздухе над чехословацкой деревней Сбрска-Каменице развалиться на три части в воздухе в результате взрыва в багажном отделении. Никто из 28 человек на борту (23 пассажира, два пилота, три бортпроводницы) не выжил, кроме 22-летней Весны Вулович, оказавшейся заблокированной тележкой с едой в средней части фюзеляжа. Вместе с обломками самолета она упала с 10-километровой высоты на обильно заснеженный хвойный лес на возвышенностях недалеко от границы Чехословакии и ГДР. Там ее стонущую нашел местный житель Бруно Хонке, служивший медиком во Вторую мировую войну. Его медицинский опыт стал одной из причин того, что Весна выжила. Своему спасению, по оценкам специалистов, она обязана также тележке для еды: если бы не та, стюардессу, вероятно, выбросило бы в воздух в результате взрывной декомпрессии, которая погубила остальных на борту. Немаловажным фактором спасения стало и хроническое низкое давление, благодаря которому она сразу после декомпрессии потеряла сознание, что спасло ее сердце и сосуды (а медкомиссию при приеме на работу она обманула).

 
 
Фото №1 - Все умрут, а я останусь: истории единственных выживших в воздухе, в море, на земле и под землей
Авиалайнер JAT Airways, взорвавшийся над Чехословакией, выглядел примерно так (это фото другого такого же самолета из флота авиакомпании). Официальной причиной катастрофы был признан взрыв бомбы в багаже пассажира. Считается, что это был один из 128 терактов, устроенных хорватскими националистами в 1962–1982 гг. ради достижения большей культурной и политической автономии Хорватии в рамках Югославии. В тот день в поезде Вена — Загреб произошел еще один взрыв, в результате которого было ранено шесть человек. На следующий день неизвестный, назвавшийся хорватским националистом, позвонил в редакцию шведской газеты Kvällsposten и заявил, что взрыв рейса 367 — часть их борьбы
 
 
 

Вскоре Вулович впала в кому, в которой провела много дней. В результате падения у нее оказались сломаны обе ноги, три позвонка, рёбра, возникла сильная черепно-мозговая травма с кровотечением. Некоторое время она была парализована ниже пояса. Со временем, тем не менее, она вернулась к нормальной жизни, хотя до конца жизни страдала от искривления позвоночника и хромоты. А вот от чего она не страдала, как ни странно, так это от аэрофобии, ведь, по ее словам, она не помнила ничего со времени вылета из Копенгагена до того момента, как вышла из комы в больнице и увидела родителей.

 

Вулович умерла в 2016-м в возрасте 66 лет, причем в 1990-е и в первое десятилетие XXI века она приобрела известность как политический деятель, находившийся в оппозиции к режиму Милошевича. 

 

Как сразиться с боевой подлодкой, акулой и штормом — и победить

Может ли человек, внезапно оказавшись один посреди океана, выжить и добраться до берега? История свидетельствует, что это удается немногим, особенно если в их распоряжении нет специально оборудованного судна (впрочем, и его наличие не гарантирует выживания), а есть только спасательная шлюпка или плот.

 

Тем не менее истории чудесного выживания, похожие на те, что были описаны в литературе и кино — скажем, в романе «Жизнь Пи» и его экранизации, — имели быть в реальности. Одна из самых известных — случай китайского моряка Пан Ляня родом с китайского острова Хайнань. В 1942 году ему было 24 года, и он служил вторым стюардом на британском торговом судне SS Benlomond. Во второй половине ноября оно отправилось в балласте (то есть без груза) из Кейптауна (тогда Южно-Африканский Союз — теперь ЮАР) в Парамарибо (тогда Нидерландская Гвиана — теперь Суринам) и Нью-Йорк (США). Но добраться до Парамарибо судну не удалось: 24 ноября 1942-го его встретила германская подлодка U‑721, находившаяся в третьем своем патруле в Атлантике. SS Benlomond стало пятой ее жертвой за два месяца похода. В 14:10 бортового времени две торпеды с подлодки поразили судно, когда оно находилось примерно в 1200 км от бразильского порта Белен и устья Амазонки и в 400 км от ближайшей суши. Пан Лянь быстро сориентировался и, надев спасательный жилет, выпрыгнул за борт до того, как взорвались котлы судна. SS Benlomond ушел под воду примерно за две минуты, на его борту в момент нападения было 53 человека. Пан Лянь провел в воде около двух часов, пока не нашел пустой спасательный плот с SS Benlomond, на этом плоту ему предстояло провести в одиночестве 133 дня.

 
 
Фото №2 - Все умрут, а я останусь: истории единственных выживших в воздухе, в море, на земле и под землей
На плоту наш герой обнаружил 40-литровую емкость с пресной водой, галеты, шоколад, файеры, дымовые шашки и электрический фонарик. Поначалу Пан Лянь думал питаться шоколадом и галетами и пить воду из емкости, но позже убедился, что без сбора дождевой воды и ловли рыбы не обойтись
 

[:]