АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Хорошо забытое старое

Больше года в Казахстане действует программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). И если одни граждане до сих пор не имеют о ней ясного представления, то другие относятся к этому с недоверием. О том, насколько это важное и нужное дело, мы попросили рассказать специалистов.

Расставить точки над «i» согласился начальник отдела Национальной компании «Социально-предпринимательской корпорации «Алматы» Алексей Бреусов.

— Что это за программа и в чем ее великий смысл?

— Она была разработана в соответствии с Посланием главы государства от 8 января 2011 года «Построим будущее вместе». Разработчик — Агентство по делам строительства и ЖКХ. Действует она с прошлого года и реализуется в два этапа: первый этап с 2011 по 2015 год, второй – с 2016 по 2020 год. Смысл  ее в обеспечении комфортных условий проживания нашим людям, в улучшении коммунальной инфраструктуры, жилого фонда, сетей и сооружений. Вы сами видите, в каком плачевном состоянии у нас находится большая часть жилых домов, которые были построены в шестидесятые и семидесятые годы прошлого столетия. Часть мы отремонтировали в прошлом году. Но кроме ремонта программа предусматривает создание сервисных компаний для обслуживания этих самых домов.

— Помимо КСК?

— КСК – это управление домами. В советское время функции управления и обслуживания осуществляли домоуправления. Сейчас они разделены. Теперь наряду с КСК появятся сервисные компании, с которыми они будут заключать договора на обслуживание. Т.е. за КСК остаются сугубо управленческие обязанности. К сожалению, из-за непонимания жильцов пока это происходит не так быстро, как хотелось бы.

— Что они должны понять?

— Что все зависит от них, и они должны принимать решение, какую сервисную компанию выбрать, что и как делать. Я подчеркну, что программа нацелена на ремонт, реконструкцию, реорганизацию всего этого коммунального хозяйства по всей стране, и финансирует ее государство.

— Какова в этом роль СПК?

— Мы получаем деньги из госбюджета, и затем расходуем на ремонт.

— Т.е. распределяете деньги?

— Нет. Мы являемся финансовым оператором. Деньги аккумулируются у нас. И прежде чем их получить, жильцы должны решить несколько организационных вопросов. Во-первых, провести общее и выяснить, все ли согласны на ремонт. В соответствии с законом две трети должны сказать «да». Потом начинается сбор документов, регистрация кондоминиума и т.д. Всем этим занимается КСК. Оно же открывает специальный счет в банке, для того чтобы туда поступили деньги жильцов, которые нужно будет возвращать их государству. Во вторых, избирается инициативная группа, которая контролирует все действия, определяет виды работ, договаривается с организацией, которая проведет техническое обследование дома совместно с жилищной инспекцией управления жилья акимата Алматы, заказывает составление сметы, которая так же утверждается на общем собрании жильцов, где две трети голосов должны дать «добро». После этого смета подвергается государственной экспертизе.

— А кто ее проводит?

— У нас ее проводит специальный орган «Южный филиал независимой государственной вневедомственной экспертизы». После получения заключения инициативная группа выбирает подрядную организацию, которая будет делать ремонт. При этом, по закону мы обязаны провести тендер. Но жильцы могут нам рекомендовать ту или иную фирму опять же в виде протокола общего собрания. Обязательное условие: организация должна иметь государственную лицензию на эти виды работ, производственную базу, штат специалистов и т.д. При этом в тендерной комиссии на полных правах обязательно членство представителя КСК. После того, как подрядчик  выбран, готовится к четырехстороннему подписанию договор. Первая сторона – это мы, т.е. СПК, как финансовый оператор и специализированная финансирующая организация. Вторая – КСК, как заказчик. Третья – представители собственников квартир. Четвертая – подрядчик. И это еще не все. После подписания договора КСК совместно с инициативной группой путем голосования на общем собрании выбирает организацию, которая будет осуществлять технический надзор. Ее посредством жильцы будут контролировать ход и качество работ. Для этого в смете есть специальная статья на содержание технического надзора. Т.е. такая вот многоуровневая система контроля.

— А СПК что-нибудь контролирует?

— Мы обязаны контролировать расходование этих бюджетных средств. Но основной контроль за самими жильцами. Если им не нравится качество работ, они об этом могут заявить. Но только через свою инициативную группу. Поскольку, если один житель будет кричать, что ему не нравится одно, а другому другое, будет бардак. Поэтому вести переговоры уполномочены только  члены инициативной группы. Если все эти процедуры проделаны, и всех все устраивает, документы подаются нам, и мы финансируем работы. По окончании ремонта составляется приемочный акт. Если все довольны, то в течение нескольких лет, в зависимости от объема проделанного ремонта, жильцы начинают возвращать нам деньги, через открытый счет. График погашения долга прикладывается к договору.

— Как рассчитывается сумма и сроки погашения долга?

— Сумма рассчитывается на квадратный метр, а срок выплаты, в зависимости от нее и от количества квартир в доме растягивается, скажем, лет на семь. Получится так, что в течение этого срока к коммунальным платежам будут прибавляться две-три тысячи тенге, что для средней семьи практически не ощутимо. Причем без учета инфляции.

— Что такое ремонт по первому механизму?

— Во-первых, это капитальный ремонт с элементами термомодернизации. В нем нуждаются прежде всего дома, построенные в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века. Практически на всех этих домах разошлись межпанельные швы, пришел в негодность утеплитель кровли, проржавели трубы. Словом, целый комплекс проблем и болячек. Термомодернизация – комплекс работ по утеплению здания с целью экономии тепла. Это так называемая пассивная экономия тепла. Утепляется фасад здания дополнительным слоем с последующей зашивкой сеткой. Получается  очень большая экономия. Потому что до 40% тепла теряется именно через фасады. Дополнительные перекрытия тоже утепляются, что так же дает резкое сокращение теплопотерь через чердачные помещения.

Во-вторых, это замена трубопроводов в подвале. Жильцы могут стояки в квартирах и не менять. Но в подвале всегда течет. Изоляция болтается. Мы проводим замену трубопроводов горячего и холодного водоснабжения. Можем и канализацию заменить. При этом обязательна изоляция трубопроводов современными изоляционными материалами. Очень эффективно устройство новых автоматизированных тепловых пунктов.

— Что это такое?

— Это замена старого элеваторного узла, который уже морально устарел, на новые блочные автоматизированные тепловые пункты. Они автоматически регулируют подачу тепла в дом в зависимости от температуры воздуха на улице. Это тоже большая экономия. Оборудование недешевое, но через каких-нибудь два-три года жильцы почувствуют заметное облегчение. Ведь основная часть коммунальных платежей это тепло и горячая вода.

— Все это хорошо. Но существует очень большая проблема квартирантов. В некоторых домах их столько, что жильцы при всем желании не смогут набрать двух третей голосов.

— Есть такая проблема. И мы сталкиваемся с ней. Львиная доля тех, кто снимает квартиры, делает это нелегально. И найти хозяев очень сложно. К сожалению, вы правы, что в таких домах жильцы не смогут набрать две трети голосов. Ведь, кроме того, что это не нужно квартиранту, оно не нужно и хозяину, поскольку он там не живет, а лишь сдает квартиру в аренду. Здесь необходимо наводить порядок, потому что при существующем положении дел выхода из этой ситуации я не вижу. С квартирантами мы даже не разговариваем, так как они не имеют права подписывать документы. В то же время они и не передают информацию хозяевам.

— И самый интересный вопрос. Гарантирует ли описанная вами многоуровневая система контроля невозможность хищения бюджетных денег при реализации этой программы?

— Я думаю, гарантирует.

Эдуард СОН

Алматы. Специально для «Алтынорды»