АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Юрий Сапрыкин в InLiberty о том, что России надо готовиться к уходу Путина уже сейчас[:]

[:ru]

A woman walks past graffiti, dedicated to Russian President Vladimir Putin, in Moscow October 7, 2012. President Putin turns 60 on Sunday, his grip on power weaker than in the past but under little immediate threat if the oil price stays high. Graffiti reads "We love VVP" where abbreviation VVP stands for Vladimir Putin. REUTERS/Sergei Karpukhin  (RUSSIA - Tags: POLITICS SOCIETY) - RTR38VJ0
Новости о возможной смерти президента Узбекистана Ислама Каримов в конце августа спровоцировали в медиапространстве дискуссию о судьбе России после Путина. Юрий Сапрыкин в статье «После» для издания InLiberty рассуждает, что российскому обществу надо не бояться распада страны, а готовиться определить свое место в будущем. Открытая Россия приводит несколько фрагментов из текста журналиста и медиаменеджера

После твита руководителя фонда «Нужна помощь» Мити Алешковского между журналистами и активистами возник спор, что будет после Путина. Мнения разошлись: одни считали, что ужас, другие — что ужас-ужас-ужас.

Дискуссия доказывает, что популярное представление, будто у российского общества (или как минимум оппозиции) нет образа будущего, в корне неверно. Переход из современности в туманную постсовременность понимается либо как окончательный распад и крушение всего, либо как наступление тоталитарного железного века, который должен привести к крушению, либо как следующее за крушением торжество блага и справедливости.

Наверное, ход мысли «не будет Путина, не будет России» органичен для любого авторитарного режима. Но здравый смысл и мировой опыт подсказывают, что поводом для такой катастрофы может стать или внешнее военное вторжение, или полное крушение всей системы власти.

А если речь идет о плановой смене лидера, то откуда взяться распаду?

Чтобы выбраться из этого логического тупика, надо посмотреть на вещи шире. Нам часто кажется, что отсутствие образа будущего — это такая временная трудность, случившаяся в сегодняшней России, свидетельство интеллектуальной слабости ее мыслящих кругов или следствие общественной апатии, которую можно преодолеть. Но должна же у кого-то быть картинка завтрашнего дня.

Образы будущего в XX веке были связаны либо с большими политическими нарративами, либо с технологическим прогрессом. Но сегодня развитие технологий как будто перестало поддаваться сознательному проектированию, оно происходит само по себе.

А в плане политических нарративов образ будущего есть у тех, кто противостоит движущемуся по собственной логике прогрессу.

Он есть у ИГИЛ, у немецких и шведских изоляционистов, у венгерских и польских националистов, у Эрдогана, у сторонников Брексита.

Он есть и у Путина. Это будущее — культивирование собственной особости и отгораживание от всего, что ей угрожает: мигрантов, транснациональных корпораций, чуждых культурных веяний, непривычных одежд. Именно повальное распространение нового консерватизма, попытка продлить уходящее, доказывают одно: мы на пороге новых времен, и их не остановить.

Вероятно, России после Путина придется решать совсем иные проблемы, чем замирение с Рамзаном или борьба со взяточниками. В мире будущего большинство привычных профессий полностью автоматизированы, а развитие технологий делает жизнь человека одновременно крайне удобной и тотально контролируемой. Специфически российской проблемой может быть и недостаток денег. Как люди распорядятся этим новым модусом жизни? К каким психологическим и социальным последствиям это приведет? В какие формы кооперации или протеста, в какие религиозные и социальные доктрины все это выльется? Эти образы будущего придется находить на ощупь в темноте — и на этом фоне мир, в котором были хороший Навальный и плохой Путин (или хороший Путин и плохой Запад) может показаться по-детски уютным.

Специфически российская проблема может быть еще и в том, что поддерживать иллюзию, что «с Россией в мире считаются», будет все сложнее.

России придется заново искать собственную идентичность, и делать это надо будет в мире, где традиционные продукты российского экспорта оказываются все менее востребованы. Мы здесь ради чего живем, что мы можем предложить миру? Возможности для транзита товаров и утилизации отходов? Заповедную территорию, где можно спрятаться от тотального онлайн-присутствия? Возможности для технологических прорывов, асимметричных по отношению к цукерберговской информационной цивилизации?

Чтобы ответить на такие вопросы, недостаточно обсудить это на кухнях или собрать хорошо финансируемый think tank. Для этого нужно некое подобие общенационального консенсуса, который вырабатывается исподволь и незаметно. Жители России должны что-то про себя решить. Медиа и интеллектуалы повлиять на это решение могут лишь до известного предела, но принимать решение придется, и именно от него зависит, какой будет Россия после ухода Путина.

Полный текст статьи Юрия Сапрыкина «После» читайте здесь.

[:]