К сожалению, до сих пор в истории казахов не прописаны славные деяния многих достойных сынов нашего великого народа. А ведь имена таких батыров, как Каратай, когда-то были на слуху в любом уголке казахской земли.
Мы плохо знаем свое седое прошлое, а потому неудивительно, что покрытое густой пеленой тумана, оно зачастую вызывает различные кривотолки. Например, кто точно знает, что на самом деле произошло в предгорьях Тайаткана и Шунака в далеком 1771 году? Почему этот поход, достойный мировой кинопостановки, назван Пыльным, и какое он имеет отношение к Восточному Казахстану?
По заветной дороге …
39 километров от станции Киик, и вот он – заветный указатель – «Агыбай батыр. 11 км». Направо в сопки уходит малоприметная, заросшая травой дорога. Она-то и ведет к мавзолею Каратай батыра, моего предка в восьмом колене.
Вспоминается история, которую довелось услышать из уст писателя Оралхана Бокеева. По его сведениям, на съезде партии «Алаш» Алихан Бокейханов спросил у своего однокашника по учебе в Санкт-Петербургском лесном институте Абдыкерима Ережепова, где же захоронен его пращур Каратай? Старший волостной Шынгыстауской волости стушевался. На помощь пришел бий Муса Рустемов, дав, правда, весьма витиеватый ответ, на что Алихан Бокейханов сказал: «Каратай батыр, он же бий крупного рода, кочевавшего на юге от правого берега Сыр Дарьи до Балхаша на востоке, от Улытау на западе и до Сары Арки на севере, похоронен на Тайаткане, недалеко от Шунакских гор».
Оралхан Бокеев неоднократно подчеркивал, что над могилой Каратай батыра воздвигнут величественный мазар. К сожалению, писатель, чьи талантливые произведения в советское время издавались на немецком, японском и других языках, умер, не достигнув 50-летия. Но его поиски получили продолжение в лице человека, уважаемого уже потому, что в начале 70-х годов прошлого столетия, когда советская власть казалась незыблемой, будучи студентом он активно включился в борьбу с коммунизмом, создал партию, печатал и распространял листовки. Речь идет о Камеле Жунустеги. В сибирских лагерях его жизнь неоднократно подвергалась опасности: уголовники люто ненавидели политических заключенных.
После освобождения Камел Жунустеги находился под постоянным прессингом сотрудников КГБ. Чтобы не подвергаться издевательствам, он был вынужден подолгу уходить на охоту на окраины Сары Арки. В окрестностях Тайаткана и Шунака его заинтересовал одинокий мавзолей, возвышавшийся на одной из сопок у речки Каратал.
– Аксакалы Кази, Хасен, Анарбек и другие уважаемые жители близлежащих аулов в один голос утверждали, что в этом мазаре захоронен найман Каражалды Каратай батыр, – говорит Камел Жунустеги. – Каратай имел статус бия, активно участвовал в войне с джунгарами. Он погиб во время сражения с калмыками и был похоронен с особыми почестями, а данный мазар воздвигнут по решению старейшин с участием самого хана Абылая…
По преданию, впоследствии Абылайхан велел роду Каратай батыра вернуться на Алтай, дабы в случае опасности первыми встречать врага на границе. С Алтайских гор найманы были вынуждены откочевать в конце XVII века под угрозой физического истребления со стороны джунгаров.
Летом 2001 года группа потомков Каратай батыра побывала на месте захоронения пращура. Камел Жунустеги, тогда редактор Шетской районной газеты Карагандинской области, возглавил наш автокараван в роли проводника.
Справа и слева простиралась равнина. Эта местность называется Калмак кырган. Именно здесь летом 1771 года произошла решающая схватка казахского ополчения с калмыками. Камел Жунустеги настолько ярко обрисовал эпизоды сражений, что нам невольно причудился лязг оружия, боевые кличи, ржание коней, предсмертные крики раненых…
Следует отметить вклад в поиск могилы Каратай батыра журналиста Каирды Назырбаева. В конце 80-х годов прошлого столетия он трудился заместителем редактора Катон-Карагайской районной газеты «Луч»–«Арай», где работал и я. Многие каратаевцы мечтают иметь в своей домашней библиотеке его очерк «Каратай баба зираты», изданный в одноименном сборнике. После возвращения из Тайаткан-Шунака, я уехал в Уральск, где проработал более десяти лет. Конечно, и там интересовался историей, связанной с Каратай батыром. Иногда эта тема возникала весьма неожиданно.
Исход калмыков
У читателя, наверное, невольно возник вопрос – о чем речь?
В начале XVII века после череды победоносных схваток с казахами предводители основной части ойратского племени торгоут обратились к царю Михаилу Романову за русским подданством. В 1636 году прошение было удовлетворено. Калмыкам отвели обширные земли в Астраханской губернии по обоим берегам Волги. Торгоутское ханство простиралось от Жаика (Урала) до Дона и от Царицына до Кавказа. Царские власти умело использовали калмыков против мусульман Крыма, Кавказа, Башкирии, Ногайского ханства и казахов. Через 120 лет под руководством одного из потомков хонтайши Цевен Рабдана сюда, на Поволжье, перебежали остатки ойратских племен дербет, хоит и хошут, больше известных в истории под объединительным названием джунгары (левое крыло в войсках западных монголов). В количестве около 50000 человек они спасались от поголовной резни со стороны китайцев, решивших раз и навсегда положить конец бесконечным набегам крайне неспокойных кочевников.
«Излишни были всякого рода побуждения и старания к исполнению таковых распоряжений, – пишет Алексей Левшин в «Описаниях киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей». – Всякий киргиз-кайсак почитал особенным счастьем возможность исполнить оные, наследовав от отца, деда и отдаленнейших предков своих вражду ко всем поколениям калмыков».
Вся степь от берегов Акжаика до границ с Китаем наполнилась отрядами казахских сарбазов, с нетерпением ожидавших людей, «которых по одному их происхождению и имени, не говоря об обидах, ими нанесенных, почитали они врагами своими».
Источник: altaynews.kz