Текущий год оказался богатым на юбилейные события. Одним из таких событий стало чествование 20-летия конституции Казахстана, благодаря которой страна демонстрирует не только стабильность и материальный достаток граждан, но и удивительную устойчивость к разным кризисам.
По мировым меркам Конституция Казахстана молода. В США основной закон уже отмерил вторую сотню, в Нидерландах отпраздновали 100-летие своей конституции. Казахстан на этом фоне стоит особняком. Основной закон страны только отмечает 20-летие. Но молодость не порок! Тем более, что наша конституция прошла огонь, воду и медные трубы. А точнее несколько экономических кризисов. Они и показали: кто есть кто?
Собственно саму нынешнюю конституцию страны в какой-то мере можно назвать продуктом экономического кризиса, а точнее развала СССР. Разрыв устоявшихся хозяйственных связей между предприятиями бывших советских республик негативно сказалось на их экономиках. Как отметил доктор экономических наук Рахман Алшанов, в начале 90-х годов «падение союзной экономики превысило 50 процентов, для сравнения, Великая депрессия в США нанесла урон в 29 процентов».
Беда не приходит одна! В Казахстане экономический кризис усугублялся низкой эффективностью политических институтов. Так, парламент оправдывал свое первоначальное название — «говорильня», а правительство в свою очередь не имело достаточных полномочий, чтобы проводить сильный экономический курс. В результате, в воздухе повисли не только реформы, но и судьба независимого Казахстана.
Нынешняя Конституция, принятая в 1995 году на всеобщем референдуме, исправила порочное положение дел. Она усилила кабмин и повысила ответственность депутатского корпуса. Благодаря конституции в Казахстане сложилась чистая президентская форма правления, позволила главе государства Нурсултану Назарбаеву держать руку на пульсе происходящих в стране перемен.
Дееспособная конституция, по оценке экспертов, позволила принять пакет законов, быстро преодолеть Казахстану смутные времена и выйти на траекторию динамичного развития. Мы играли на опережение! К примеру, Астана стала первой в СНГ республикой, которая перешла к накопительной пенсионной системе, снизила нагрузку на бюджет и экономику в целом. К слову, в тот момент была проведена и реформа фискальной системы, что положительно отразилось на финансах страны. А если продолжить тему, то следует упомянуть про законы, касающиеся финансового сектора. Благодаря им отечественные банки стали «бороздить» постсоветское пространство. В тот период мы привыкли слышать об иностранных инвесторах, а вот к разговорам о казахстанских инвестициях слух не привык.
Положительный эффект ощутила экономика. Благодаря реформам темпы роста ВВП Казахстана в последующий период не опускались ниже 8 процентов и являлись самыми высокими на постсоветском пространстве.
В 90-х годах удалось провести либерализацию внутреннего рынка, создать правовую основу для рыночных отношений. Как сказал в 1997 году президент — «Наша стратегия здорового экономического роста основывается на сильной рыночной экономике, активной роли государства и привлечении значительных иностранных инвестиций». Перемены отражал основной закон страны, где говорилось о праве населения на занятие предпринимательской деятельностью. В этом смысле Конституция подвела черту под советским прошлым и сделала процессы необратимыми.
С другой стороны, обращает внимание на себя тот факт, что рост благосостояния населения, укрепления политической стабильности в стране происходили на фоне либерализации экономики, процессов приватизации и сокращения присутствия государства в экономической сфере. Иными словами, благополучие покоилось на новых рыночных отношениях.
К слову, казахстанская конституция не только задала быстрый темп развитию экономики. Она еще позволила привлечь иностранные инвестиции в страну. Причем, по их объему Казахстан ушел далеко вперед от своих «братьев и сестер» по бывшему СССР.
Успех состоял в том, что принятая в 1995 году на референдуме конституция укрепила доверие бизнеса к политическим институтам. Было видно, что правительство имеет достаточно полномочий для проведения сильной экономической политики. Также снижались политические риски, влияние разного рода демагогов и непрофессионалов из депутатского корпуса на бизнес — курс государства.
Неудивительно, что с принятием новой конституции Казахстан стал постепенно отходить от практики предоставления государственных гарантий иностранным инвесторам. Когда правительство обязывалось возмещать убытки зарубежным компаниям в случае, если последние потерпят фиаско в нашей республике. Теперь бизнесмены полагались только на свои возможности, на свой опыт и трудолюбие. Это никого не напугало, объем прямых инвестиций в экономику не сократился, а вырос! В 1999 году он достигли 1,8 млрд. долларов.
Проведенные благодаря конституции в 90-е годы реформы дали импульс развитию отечественной экономики. В 2000-х годах республика стала открытием для специалистов. Казахстан начал быстро наращивать мускулы и расталкивать другие страны региона, в конце концов, войдя в «большую четверку» на постсоветском пространстве по объему своей экономики. На это эксперты говорили: Астана не теряет время напрасно, делает все оперативно и своевременно.
Подобное качество проявилось и в 2008-2009 годы, когда в мире разразился глобальный финансовый кризис. Казахстан, чья экономика была наиболее либеральной на постсоветском пространстве, сильно ощутила перепады в настроении мировой экономики. Неудивительно, что республика в 2009 году быстро оказался в газетном списке государств, которые стоят на пороге дефолта. Однако плачевного сценария Астане удалось избежать.
В разгар глобального кризиса в стране была принята антикризисная программа. Кстати, ее многие специалисты считали чуть ли не образцом для других государств. Достаточно лестные оценки давали ей россияне, эксперты из стран дальнего зарубежья. Главным образом они отмечали оперативность принятия решения, в котором видели залог успеха. В то время как в других странах меры правительства долго обсуждали, Казахстан быстро разобрался в ситуации и принял ответные действия. Опять же, благодаря конституции.
— То, что сама программа была принята 13 января, а не 19 июня, как в России, уже имеет большое значение, промедление в полгода оказалось чревато многими последствиями, — отметил в 2009 году Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
В итоге, кризис не успел оказать сильного разрушительного эффекта. Государство определило приоритетные сферы, которые следует поддержать, а также выделило на эти цели 10 млрд. долларов. В итоге, вместо ожидаемого дефолта 2009 год Казахстан завершил с ростом ВВП, который составил один процент. Да это не много для экономики, которая до этого выдавала от 8 до 10 процентов в год, но и не мало…
Благодаря оперативным действиям Казахстан оказался в числе немногих стран, которые закончили 2009 году с положительным ростом экономики. На тот момент это был значительный результат, другие страны показывали рост ВВП со знаком минус. Кроме своевременных мер, эксперты обращали внимание и на качество принятых антикризисных решений.
— Казахстан оказался ближе к китайской модели, чем российская программа. Можно сказать, что Казахстан находится на передовом рубеже политико-экономических тенденций, — сообщил тогда глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
Практически большинство экспертов заговорили о «казахстанском экономическом чуде», заостряя внимание на действиях властей в условиях кризиса. В итоге, экономические неурядицы 2008-2009 годов стали тестом на состоятельность, который выдержал Казахстан.
Впрочем, глобальный кризис, как и обещали экономисты, оказался затяжным. В этом смысле его не зря сравнивали с Великой депрессией 30-х годов ХХ века. Пока рано говорить о том, что мир преодолел трудности. Об этом говорят прошлогодние события, когда цены на нефть стали быстро падать, увлекая за собой на дно поставщиков энергетических ресурсов.
Обвал цен на нефть в 2014-2015 годах не прошло мимо Казахстана, который принял оперативный план по поддержке экономики. Как сообщил в 20 числах августа министр национальной экономики Ерболат Досаев, план нацелен на поддержку экономики в целом, так и ее отраслей.
— Экспорт в целом у нас снизился на 44 процента. И почти на 20 процентов снизился объем импорта. Все это является макроэкономическими предпосылками и говорит о том, что все тенденции кризиса, которые мы имеем сегодня, коренным образом отличаются от кризисов, которые были в 1997-99 годах и в 2007-2009 годах, — отметил Досаев.
Правительственный план включает пять направлений, суть их состоит в обеспечении роста экономики и сохранении социальных показателей в условиях низких цен на нефть на мировых рынках.
— Предусматривается реализация и других мер оперативного характера, включая меры нетарифного регулированию внешней торговли, защиты внутреннего рынка, в целом направленные на стабилизацию ситуации в реальном секторе экономики, — отметил министр.
По словам главного экономиста Всемирного банка по Центральной Азии Кристоса Костопулоса, рост ВВП Казахстана в 2015 году составит 1,5 процента (согласно майскому прогнозу Всемирного банка рост ВВП в этом году должен был составить 1,3 процента, — ред.). В правительстве пока не озвучивали новых цифр по темпам роста экономики на 2015 год, но ранее оно исходило из показателя — 1,5 процента. Но какие либо цифры не назвались, очевидно одно – речь идет о развитии со знаком плюс.
И конечно же казахстанская конституция позволяет не только эффективно бороться с глобальными кризисами, снижать их негативное влияние на экономику страны, но и развиваться. Пример тому программа «Нұрлы Жол — путь в будущее», которую глава государства Нурсултан Назарбаев представил в конце 2014 года.
— Новая Экономическая политика «Нұрлы Жол». Программа, как отметил президент, станет двигателем роста нашей экономики на ближайшие годы, — отметил президент.
Какой вывод можно сделать? Их не один, а несколько! Во-первых, казахстанская конституция укрепляет политические институты, делает их эффективными во время кризисов. Во-вторых, правительство рационально использует конституционный инструментарий. Сам факт, что зарубежные эксперты признают оперативность и эффективность казахстанских мер, говорит за себя. С другой стороны, Астана получила богатый опыт кризис менеджмента, который от случая к случаю обогащался и не раз выручал.
И, в-третьих, Конституция Казахстана остается работоспособным документом, об этом говорит серия экономических кризисов, которые успешно преодолевала страна, используя правовые инструменты и действующие политические институты.