Возможно, именно этим летом Южный Кавказ сделает долгожданный шаг в сторону мира. Планируемое соглашение между Азербайджаном и Арменией обещает открыть Зангезурский коридор — узкую транспортную артерию длиной около 32–40 км, соединяющую материковый Азербайджан с эксклавом Нахичевань через Сюникскую область Армении. Разумеется, речь — не просто о новой дороге, а о стратегическом форпосте, где пересекаются амбиции Европы, США, Турции и России.
Для Баку этот проект — вопрос территориальной целостности. С тех пор как связь с Нахичеванью была утрачена из‑за нагорно‑карабахского конфликта, появление наземной дороги обретает символический смысл возвращения к утверждённой геополитической логике. Анкара, со своей стороны, видит в коридоре возможность усилить своё влияние через транспортный мост между Средиземноморьем и Центральной Азией.
Ереван же смотрит с опаской: коридор не просто проходит через Армению, он потенциально изменит контроль над Сюникской областью и может подорвать юрисдикцию Еревана на своей территории. Иран, который долго считал себя значимым транзитным узлом региона, видит в этом стратегическое отчуждение и потерю влияния. Для Тегерана Зангезур не просто маршрут — это “красная линия” в национальной безопасности.
И вот возникает логичное, но сложное решение: если не под контролем Москвы, то под управлением США. США предложили взять коридор в аренду на 100 лет, аналогично Панамскому каналу — инструмент, позволяющий сохранить баланс интересов и гарантировать безопасность маршрута. Для Армении это шанс получить международные гарантии целостности — американская экономика и дипломатия могут нейтрализовать фактор уязвимости. Для Азербайджана это способ минимизировать влияние России на Южном Кавказе — и обойти протест Ирана, сохранив коридор.
Международные расчёты выглядят следующими: ЕС может сэкономить $20–30 млрд к 2030 году, если использовать эффективную логистику. Всемирный банк прогнозирует товарооборот до $100 млрд через коридор. Азербайджан может пополнить ВВП на $700 млн ежегодно, а непроизводственной сектор Еревана прибавит около 30% за два года. Все — в бездонном бассейне евро-широт экономических выгоды.
Что потеряют Иран и Россия, если коридор действительно запустится без их контроля? Тегеран лишится контроля над 20–30% грузопотока в Южном Кавказе. Это удар по его транзитной роли, особенно если снизятся поставки в Центральную Азию и Европу. Россия рискует потерять $10–20 млрд дохода и 10–15% доли энергетического рынка Европы, а также постепенно утратить роль гаранта мира и посредника.
Вероятный результат? Долговременный мир радио безтранспортной блокады, когда интересы Турции, США, Армении и Азербайджана конвертируются в прагматичную кооперацию, а не конфликты. Пешка становится королём, а регион — платформой нового взаимодействия на евразийской шахматной доске.