[:ru]
Среди казахских девушек немало тех, кто попал в деструктивные религиозные течения. Они ведут асоциональный образ жизни, бросают своих детей, и вступают в деструктивный брак, третьей или второй женой.
По каким признакам можно определить, что ваша родственница или знакомая стала жертвой салафизма? Ответ теолога ниже.
По словам теолога Назерке Жетписбай, большинство женщин в салафизме находятся под влиянием своих мужей. Они, собственно, и приняли салафизм из-за промывки мозгов со стороны супругов. В 90 % случаев этих женщин сбили с пути.
Кроме того, этим женщинам не хватило образования. Роль образования в этом вопросе недооценена, к сожалению.
Теолог Назерке Жетписбай работает в Духовном управлении, которое занимается вопросами женщин. За годы работы управлению удалось вернуть к нормальной жизни 31 женщину. 13 женщин вернулись в салафизм.
«Это работа не только в одном направлении. Мы общались не только с женщинами. Мы вели работу и с их мужьями. Мы не утверждаем, что все эти женщины вернулись к нормальной жизни. Из салафизма тяжело выйти. Это не только работа теологов, но и психологов. Однако, после нашей работы женщины задумались и потихонечку принимают традиционный ханафийский мазхаб. Когда-то более 30 женщин были представительницами салафизма. Понимаете, болезнь не сразу проходит. У любой болезни есть свои этапы излечения. С деструктивным сознанием так же. Нужны разговоры. Общение. Мы влияем на них. Это работа не двух трех дней. А целых месяцев, а порой и лет. С этими людьми нужно долго и кропотливо вести беседы. Отвечать на их вопросы. Ставить себя на их место», — подчеркнула теолог.
Сама Назерке Жетписбай имеет огромный опыт в общении с женщинами из салафизма. Она видела их тяжелые судьбы. По словам теолога, большинство женщин находятся под влиянием своих мужей. Более того, в 90 % случаях именно мужья сбили жен с толку. Те же женщины, уехавшие в Сирию, последовали за своими мужьями. Есть женщины, бросившие бизнес и даже своих детей. Это выглядит так. Женщина находит в социальной сети салафита. Он ее готов принять. Но, только без ребенка. И ради замужества, она оставляет своего ребенка на родителей. В общем, женщины готовы на все пойти ради мужчины».
« Мы говорили с этими женщинами лично. Спрашивали об их образовании. Самое страшное, что многие из них не имеют даже среднего образования. Мало женщин с высшим образованием. Среди ста женщин, только две-три с дипломом. Остальные без образования. Они не образованы. В виду этого легко попадают под влияние. Своего мнения нет. Для них слово мужа-закон»,- отмечает специалист.
« В основном, это женщины старше 30 лет. Кому-то сорок. Есть важный момент. Женщины, которые представляют уйгурскую диаспору, скрывают свои религиозные взгляды. Однако, у нас есть опытные психологи, которые все-таки могут докопаться до сути. И мы выясняем их религиозные позиции»- делится Назерке Жетписбай.
«Самый простой вопрос. Я спрашиваю, есть ли разница в прочтении намаза со стороны мужчины и женщины. Многие отвечают, что разницы нет. Потому, что псевдосалафизм говорит о том, что правила, установленные пророком едины. Спрашиваешь, какую книгу она читает. Она отвечает, что Куран в переводе Э.Кулииева».
По словам теолога, это верный признак. Эти женщины жертвенны. Они не грамотны. Некритичны к информации. Для них слово мужей-закон. Для них нет другой правды. Их позиция- верить мужу, чтобы он не сделал и не сказал. Они не читают. Не являются активными пользователями интернета. К примеру, я их спрашиваю, почему они читают намаз определенным образом. Они отвечают, что их так научил муж. Даёшь им альтернативную литературу, они говорят, что будут советоваться с мужем, прежде чем прочесть ее.
Им показываешь информацию с сайтов вроде azan.kz и muftyat.kz, они отвечают, что их главные учителя-это их мужья. У них нет критического мышления, они закрыты к диалогу, не слушают доводы разума. С этой категорией тяжело работать. Ибо изначально они невежественные.
Вы представляете, что будет с этими женщинами, если завтра не станет их мужа? Он умрет, или его посадят.
Приведу пример. Мы пытались трудоустроить двух женщин. У одной не было высшего образования, вторая даже не могла писать. Не знала что такое заявление, как его подавать. Сама она с букетом болезней, второй раз замужем.
От первого мужа у нее один ребенок, от второго двое детей. Второй муж избивал ее старшего сына. Не давал ему житья. В прошлом году они развелись. Потом она сходилась с ним, и муж в конечном итоге забрал у нее дочерей. Он так же выгнал ее из дома.
« А что я могла сделать против мужа? – спросила она меня. У меня нет ни жилья, ни работы, ни образования. Закон в любом случае лишил бы меня родительских прав».
На самом деле, это огромная ошибка. В вопросе опеки над детьми, закон всегда на стороне женщины. Я ей объяснила, что нужно написать заявление на мужа. Они официально разведены. Суду достаточно знать, что она не отказывается от родительских прав. Мужчина в таком случае считается вором. Он без закона присвоил себе детей. На него можно завести уголовное дело и наказать. Со стороны женщины ощутила упадок сил и сопротивление. Будто она не верит моим словам.
Что касается первой женщины, она не разведена с мужем по закону. Они с мужем читали намаз. Позже женщина заметила, что муж стал мыслить деструктивно. Детям запрещал смотреть телевизор, не пускал их на разные кружки и секции. Заставлял сидеть дома и читать молитвы. Она решила уйти.
Однажды муж совсем пошел в разнос. Он тайно женился на женщине узбекской национальности, выкрал все документы детей и бросил жену. Она ждала своих детей. Но, он не вернул их женщине. Она направилась кризисный центр, чтобы посоветоваться, что ей делать. Однако, она не сдалась. Борется. У нее нет поникшего настроения, которое мы наблюдаем у вышеописанной героини. Мне кажется, это за счет того, что у нее есть хоть какая-то грамотность. Все же упирается в вопрос образования.
Sn.kz
[:]