[:ru]
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в очередной раз предложил сделать Россию унитарным государством. То есть ликвидировать национальные республики и превратить их в области. Это его предвыборный шаг или реализация стратегии Кремля?
Не секрет, что в последние 20 лет в России Кремль забрасывал в общество самые непопулярные идеи через таких политиков, как Жириновский. А впоследствии, после отслеживания реакции населения и корректировки изначально озвученных идей, многие из них претворялись в реальность.
Возможно ли, что и сейчас в случае с заявлением Жириновского республики Северного Кавказа готовят к ликвидации? И чем сегодняшнее состояние федеративных отношений в России отличается от унитарного государства? На вопросы On Kavkaz отвечают Эдуард Уразаев, политический обозреватель «Эхо Москвы. Махачкала» и Гаджимурад Омаров, депутат Госдумы России.
Насколько серьезны призывы Жириновского к ликвидации национальных республик и превращению России в унитарное государство? Может ли Москва через Жириновского готовить национальные республики к ликвидации?
Гаджимурад Омаров
Наверное, Москва и может готовить национальные республики к ликвидации, но я не думаю, что сейчас подходящее для этого время. Жириновский, как будущий кандидат, может пиарить себя как угодно.
Возможно, он выражает настроения большинства людей, которые хотели бы видеть такую систему. Но для национальных республик эта идея бесперспективная, ничего разумного я в ней я не вижу.
Эдуард Уразаев
Начнём с того, что касается упразднения национальных республик. С одной стороны, значительная часть политической элиты и граждан России, опасаются сепаратизма на этнической почве, который «цвёл» в СССР и РСФСР в конце 80-х и все 90-е годы прошлого века и который привел к распаду советской империи и угрожал целостности России.
В 2000-е идеи отделения от России или особого статуса национальных республик на уровне конфедеративных отношений с федеральным центром начали сходить на нет, но периодически возникающие конфликты в Москве, краях и областях страны, имевшие межэтническую окраску, подпитывают у многих предубеждение, что любое этническое самосознание является потенциальным источником если не сепаратизма, то межэтнической напряжённости.
А так как статус национальной республики позволяет местным кадрам выделять бюджетные средства и организовывать государственные структуры по сохранению и развитию этнических языков, культур и искусств, то значительная часть политической элиты и граждан России думает, что проблемы межэтнической напряжённости исчезнут или померкнут, если упразднить статус национальных республик.
Так думают не только часть избирателей государственно-патриотической или имперской, державной ориентации, но и многие либералы. Жириновский играет как раз на этих чувствах и мыслях для поддержания своей популярности. Но он много чего говорит и хорошо, что лишь немногие его пожелания сбываются.
С другой стороны, Жириновский частенько используется федеральными властями для зондирования общественного мнения или подготовки его к последующему решению. Но в сегодняшней ситуации его заявления с призывами по упразднению республик, по моему мнению, выполняют предвыборную роль.
Этим он одновременно возбуждает интерес к себе, к выборам на должность Президента России вообще и позволяет выглядеть Владимиру Путину на его фоне мудрым и взвешенным политиком.
Достаточно вспомнить, что во время последней пресс-конференции 14 декабря, руководитель страны заявил, что никаких государственных планов по укрупнению, по сливанию субъектов федерации нет и быть не может, пока он президент.
Более того, Путин уточнил свою позицию следующими словами: «Хочу подчеркнуть, чтобы и в Татарстане, и в других национальных республиках, автономиях меня услышали: мы ничего не будем навязывать в этой сфере. Считаю, что это очень вредно и очень опасно для единства РФ».
Ещё президент России разъяснил, что смысл в укрупнении регионов есть только экономический, однако тут же оговорил, что «любой народ — маленький, большой — должен выбрать сам такую форму своего сосуществования с другими народами России, которую он считает наиболее для него приемлемой и оптимальной».
В соответствующем федеральном конституционном законе также прописано, что изменение границ между субъектами и вопрос их объединения должен решаться путём проведения референдумов в субъектах РФ и необходимы положительные итоги голосования во всех регионах. А этого добиться весьма непросто.
Но часть чиновников и экспертов в качестве главного аргумента объединения выдвигают экономическую целесообразность. В случае, если один регион большой и богатый, а другой — маленький и бедный, то этот аргумент пересиливает другие, что и было использовано для присоединения в 2000-е годы шести автономных округов к областям и краям. Но потом процесс приостановили, почувствовав большие риски.
onkavkaz.com
[:]