История появления кобыза связана с именем Коркыта-ата, он же является исполнителем первого кюя, о чем есть упоминания в книге «Китаби деде Коркыт», датируемой VIII–IX веками.
В Жамбылском областном историко-краеведческом музее находится уникальная коллекция музыкальных инструментов, среди которых большую ценность представляет кобыз легендарного Ыкыласа Дукенулы, пишет газета «Литер».
– Вообще, в казахской культуре много народных музыкальных инструментов – домбра, сыбызгы, дауылпаз, ыскырык, камыс сырнай, жетыген, шертер, асатаяк и так далее, – рассказывает заместитель директора музея Галия Алимжанова.
– Но самыми уникальными признаются домбра и кобыз. Кобыз использовался при ритуалах шаманов-баксы, испокон веков его ценность приравнивалась к копью.
По словам Г. Алимжановой, фонд музея постоянно пополняется уникальными экспонатами, а кобыз знаменитого кюйши Ыкыласа Дукенулы появился здесь несколько лет назад.
– Его в музей передали родственники кобызиста, которые объяснили свое решение тем, что этот инструмент должен быть достоянием народа, – рассказывает собеседница.
– Уникальный музыкальный инструмент из поколения в поколение хранился в семье композитора. По признанию потомков, предложения о его выкупе поступали и от частных лиц, и от музеев республики. Но родственники кюйши сделали выбор в пользу государственного учреждения в Таразе. Так как в этом городе они могут посещать музей регулярно.
Ыкылас Дукенулы – знаменитый кобызист и народный композитор, автор кюев «Коныр», «Жез-киик», «Казан», «Ерден». Талант его был многогранным — он не только сочинял музыку, виртуозно играл на кобызе, но и был прекрасным мастером-инструментальщиком. Изготовленные им кобызы пользовались среди народа популярностью и заслуженной похвалой.
Вообще же, история появления кобыза связана с именем Коркыта-ата, он же является исполнителем первого кюя, о чем есть упоминания в книге «Китаби деде Коркыт», датируемой VIII–IX веками. Считается, что Дукенулы – первый человек после Коркыта-ата, у которого кобыз заиграл человеческим голосом.
– Действительно, порой звучание кобыза напоминает речь человека, идущую из глубины души, – резюмирует собеседница.
– Так автор передает свои чувства и переживания, и слушатели легко проникаются звучанием волшебной музыки.