[:ru]
Дизайнеры давно черпают вдохновение в ужастиках. Например, в новой коллекции Prada есть отсылки к истории о Франкенштейне, а в прошлые сезоны на подиумах можно было заметить цитаты из «Сияния», «Ребенка Розмари» и хичкоковских «Птиц». Впрочем, бывали и случаи, когда все происходило наоборот, — работники индустрии моды становились героями по-настоящему страшных фильмов. Рассказываем о пяти самых ярких из них.
«Фотоувеличение» (1966)
Модный лондонский фэшн-фотограф (прототипом героя послужил Дэвид Бейли) попал в сложную ситуацию: проявляя пленку со своей новой съемки в Мэрион-парке, он заметил, что случайно заснял убийство (возможно, ему показалось — изображение слишком зернистое, чтобы трактовать его однозначно). Из-за этого происшествия привычные вечеринки с моделями приходится на время отложить в сторону — ему хочется только разгадать тайну.
Первый англоязычный фильм Микеланджело Антониони рассказывает о богемном Лондоне 1960-х не меньше, чем реальная видеохроника того времени: глянцевые съемки, обкуренные модели и много красивой одежды постоянно присутствуют в кадре. Помимо того, что «Фотоувеличение» — тщательно составленный документ эпохи (главному герою, например, здесь позирует сама Верушка), это действительно страшное кино: за инцидентом в парке кроется нечто зловещее, а стремление докопаться до истины ни к чему не приводит. Так Антониони показывает зрителю мир, где каждый второй человек — симулякр, а реальность становится все призрачней.
«Неоновый демон» (2016)
Датский провокатор Николас Виндинг Рефн в лучших традициях своего соотечественника фон Триера сообщает, что вся индустрия моды — серпентарий, в котором тебя с радостью задушат и сожрут. Именно это готовы сделать с 16-летней Джесси (Эль Фэннинг), приехавшей в Лос-Анджелес делать модельную карьеру. В первый же день ее жизнь превращают в ад.
«Неоновый демон» — настоящий глянцевый кошмар: модели, одержимые красотой и молодостью, готовы сделать что угодно, чтобы удержаться на плаву. Это кино про индустрию, в которой красота и соответствие стандартам — единственное, что имеет значение. В погоне за большими контрактами героиням приходится обращаться к радикальной пластической хирургии, каннибализму и некрофилии.
«Глаза Лоры Марс» (1978)
Лора Марс (Фэй Данауэй) — глянцевый фотограф слегка за сорок, построившая отличную карьеру благодаря съемкам, натуралистично изображающим убийства. Вскоре эта профессиональная идиллия рушится — кто-то начинает расправляться с ее близкими друзьями, причем все убийства Лора видит во сне от первого лица, как будто совершает их сама. Расследовать преступления поручено молодому детективу (Томми Ли Джонс), который сначала смотрит на Лору как на идиотку, а потом проникается к ней симпатией.
Насилие здесь переходит с фотографий в реальную жизнь — так создатели транслируют опасность, заключенную в любом большом городе, а не только в Нью-Йорке. Кстати, авторство кадров, которые делает главная героиня фильма, на самом деле принадлежит легенде модной фотографии Хельмуту Ньютону. Нью-йоркская фэшн-индустрия 1970-х здесь показана довольно скупо и даже карикатурно (да и сам фильм, мягко говоря, не шедевр), но игра Данауэй искупает если не все, то многие огрехи.
«Маленькое красное платье» (2018)
Красное-красное платье, которое продается в огромном универмаге недалеко от Лондона, лучше не покупать: все, кто его надевал, умирали. Жаль, что об этом не знает банковская сотрудница средних лет (Мэриэнн Жан-Батист), которая выбрала его для долгожданного свидания.
Это не только выразительный хоррор про проклятое платье, но и сатира на мир потребления: платье героиня покупает ради одного-единственного свидания, а стандарты красоты здесь навязывают люди с крайне извращенным вкусом. Одетые в пышные черные платья продавщицы универмага похожи на служительниц Сатаны, а руководит ими старик с очень странными сексуальными предпочтениями. Режиссер Питер Стрикленд (критики его обожают, а вот простые зрители вряд ли про него слышали) соорудил настоящее визуальное пиршество, вдохновленное итальянскими хоррорами 1960-х — но со своей собственной, гипнотической эстетикой. Когда выходишь с сеанса «Маленького красного платья», впредь вещи хочется покупать только онлайн — мало ли что.
«Кровь и черные кружева» (1964)
Итальянский джалло, то есть лента, сочетающая в себе элементы детектива и фильма ужасов, оказавшая влияние на все последующие картины, где появляется убийца в маске. К порогу модного дома подкидывают труп модели, которая вела компрометирующий ее коллег дневник. Вскоре выясняется, что многие работницы дома оказывали интимные услуги, а за дневником охотится маньяк, готовый расправиться со всеми, кто ему мешает.
«Кровь и черные кружева» — один из самых красивых и визуально насыщенных фильмов ужасов за всю историю. Сейчас смотреть его уже не очень страшно — стандарты жанра за полвека все-таки изменились, и чтобы напугать современного зрителя, требуется гораздо больше смекалки, чем в 1964-м. Сегодня фильм выглядит скорее как учебник по классическим итальянским интерьерам. В качестве приятного бонуса: портреты красивых женщин и эффектные костюмы. Твист, которым заканчивается картина, с момента его выхода позаимствовал не один десяток режиссеров.
[:]