Федеральному космическому агентству предстоят нелегкие баталии за бюджет на последующие годы. Минфин настроен решительно: в проекте бюджета 2016 года обнулены субсидии на содержание Байконура, также критически снижено его финансирование по статье «капитальные затраты».
Как сообщил «Известиям» источник в руководстве Роскосмоса, позиции ракетно-космической отрасли в проекте федерального бюджета на 2016–2018 годы существенно ухудшились в последние две недели: до этого нулей в графах не было.
В Центре эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ, эксплуатирует космодромы) информацию о проблемах с бюджетными планами по Байконуру подтвердили.
— В более ранних вариантах проекта бюджета на 2016 год планировалось выделение 2,5 млрд рублей субсидий на содержание Байконура, — говорит Сергей Лазарев, гендиректор ЦЭНКИ. — Это средства на зарплату и поддержание работоспособности объектов. Мы просили больше. Но когда нашему представителю в Минфине показали последний вариант проекта, там вообще значился нуль. Это в потенциале означает прекращение финансирования целых коллективов специалистов на основном нашем космодроме. Когда наш представитель поинтересовался, почему нуль, ему ответили, что строится новый космодром Восточный, он получит финансирование.
В Минфине оперативно прокомментировать ситуацию не смогли.
Космодром Восточный действительно должен заработать в 2015 году. Речь идет о первом и единственном в данном году пуске спутника носителем «Союз», стартовый стол для которого сейчас возводят на Восточном. Судя по темпам строительства и регулярным заявлениях о «некритичном отставании от сроков в пределах двух месяцев», запуска в 2015 году может и не быть.
Имеет все шансы сдвинуться вправо и первый пилотируемый запуск с Восточного, пока назначенный на 2018 год. Чтобы организовать отправку в космос пилотируемых миссий, на Восточном нужно построить целый город в чистом поле — с поликлиниками, детскими садами, аэропортом и заводами для обслуживания космодрома. По объемам строительства Восточный — самый внушительный проект в истории современной России. В случае урезания финансирования он рискует стать главным федеральным долгостроем с переносом запуска основных объектов на период после 2020 года. Об этом Роскосмос много раз предупреждал правительство. Если финансирование в итоге урежут, Байконур останется главной пусковой площадкой России на ближайшие 8–10 лет.
В ЦЭНКИ предположили, что обнуление субсидий на содержание Байконура объясняется «фактором Восточного»: затраты на его содержание «списали» с Байконура, так как у государства нет лишних денег на обслуживание космодромов. Со стороны правительства, таким образом, прозвучало предложение поделить между пусковыми площадками те деньги, что есть, не рассчитывая на рост госфинансирования. Тем более что бюджеты на космическую деятельность уверенно росли все последние годы (в основном благодаря строительству Восточного и обновлению ГЛОНАСС). Минфину удается эти затраты урезать практически сразу после того, как масштабные программы финансирования подписываются.
Руководству Роскосмоса остается лишь обращаться к испытанной ранее тактике — письмам президенту. Ранее такой метод борьбы за финансирование срабатывал.
«Уменьшение финансирования закупки ракетно-космической техники не позволит обеспечить производство и запуск требуемого количества космических аппаратов системы ГЛОНАСС, что приведет к деградации орбитальной группировки: уже с 2015 года группировка может составить 22 космических аппарата (в штатной конфигурации их должно быть 24. — «Известия»)», — говорилось в письме Роскосмоса президенту в 2012 году. Формулировки подействовали — тогда бюджет ГЛОНАСС оставили в покое. Но ненадолго.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/574691#ixzz3AfB1EbJa