АЛТЫНОРДА
Новости

«Создание Евразии: экономический пояс Шелкового пути»

6fd80e187be591f5df47bcc3d8910850-smallВ Астане в рамках обсуждения инициативы экономического пояса Шелкового пути проходит встреча экспертов из Казахстана, России, Китая, Франции, Турции и Ирана, сообщает пресс-служба Фонда Первого Президента РК.

Международная конференция «Создание Евразии: экономический пояс Шелкового пути» проходит при поддержке Фонда Первого Президента РК – Лидера Нации, а также международного дискуссионного клуба «Валдай».

Сагындык Нураханов, исполнительный директор Фонда Первого Президента РК – Лидера Нации, отметил:

«Не случайно сегодня здесь, на конференции в Фонде Первого Президента, собралось столько серьезных и влиятельных экспертов из разных стран. Потому что Казахстан является центральным звеном при реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути».

Цель встречи — сформировать общую позицию экспертов из государств-участниц проекта относительно потенциала создания сильной Центральной Евразии и сформировать ряд конкретных рекомендаций по его реализации.

Напомним, эта инициатива была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином в Назарбаев Университете во время официального визита в Казахстан в 2013. В ноябре 2014 Китай создал инвестиционный фонд в размере $40 млрд, средства которого будут инвестированы в проекты развития наземного и морского «шелковых путей».

Как считают эксперты, экономический пояс Шелкового пути – это не просто транзитно-транспортный проект, это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные проекты в области инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии.

Эксперты согласились в том, что концепция Шелкового пути удобна для Центральной Азии, особенно если реализовать ее через конкретные инфраструктурные проекты. «Экономический пояс» формируется не с нуля, а полностью полагается на существующие двусторонние и многосторонние механизмы и региональные площадки сотрудничества, созданные с участием Китая и других государств, прежде всего — соседних стран.

«Предлагаемый Китаем проект создания экономического пояса Шелкового пути хорошо вписывается в программы развития Казахстана. В Казахстане уже довольно давно активно инвестируют в проекты развития транспортной инфраструктуры. Здесь можно вспомнить завершающееся строительство автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай», а также новую концепцию экономической политики «Нурлы жол». Все эти проекты направлены на развитие условий для транспортной доступности движения товаров, как для Казахстана, так и для задач обеспечения международного транзита», — считает Султан Акимбеков, директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК — Лидера Нации.

В аналитическом докладе «К великому океану — 3» Международного дискуссионного клуба «Валдай» отмечено: «В начале 2015 можно говорить о возникновении «момента Центральной Евразии» — уникального стечения международных политических и экономических обстоятельств, позволяющего реализовать потенциал сотрудничества и совместного развития государств этого региона».

По мнению участников конференции, можно выделить пять основных целей Китая как инициатора проекта «Экономический пояс Шелкового пути»:

• Укрепление политических контактов, поскольку они на данный момент относительно слабо развиты по сравнению с уровнем развития экономических контактов со странами региона.

• Укрепление транспортной связанности и создание транспортной сети «от Тихого океана до Балтийского моря», которая должна связать Южную, Восточную и Западную Азию.

• Укрепление торговых связей и сокращение барьеров для торговли и инвестиций, учитывая при этом национальные интересы участников.

• Укрепление системы расчетов в национальных валютах, где у стран региона уже есть успешный опыт сотрудничества, которое в будущем позволит снизить издержки и повысить конкурентоспособность региона.

• Укрепление дружественных контактов и укрепление взаимопонимания.

Анализ проекта показывает, что существует как минимум три вектора его реализации: экономический, геополитический и вектор безопасности.

С точки зрения экономики, структурная составляющая экономического пояса Шелкового пути представлена несколькими маршрутами из западных районов КНР в направлении ключевых центров экономической активности в Европе и Южной Азии протяжённостью от 8,5 тыс. до 11 тыс. км. Предполагается, что северный маршрут пройдёт через территорию Казахстана и Транссибирскую магистраль.

Морские маршруты задействуют казахстанский порт Актау, а также порты Каспийского моря (Махачкала, Баку), обеспечивающие доступ в Кавказский регион, Турцию и Черноморский бассейн. Южные маршруты проходят через территорию Киргизии, Узбекистана, Туркменистана и Ирана, обеспечивая выход к Индийскому океану в районе Персидского залива.

Экономический пояс Шелкового пути
закладывает фундамент для обеспечения ускоренного развития западных районов Китая путем переноса туда производств из прибрежных регионов, а также развития сопутствующих производств и сферы услуг (логистические центры, терминалы) как в КНР, так и в государствах Центральной Азии.

Геополитический вектор возвращает Китаю статус «срединного государства», связанного с остальным миром не только океанскими, но и сухопутными маршрутами вокруг которых формируется общее культурное пространство соразвития.

Наконец, с точки зрения безопасности экономический пояс Шелкового пути может стать наиболее эффективным ответом на современные угрозы в виде экстремизма, терроризма и религиозного фундаментализма, подрывая их социальную базу и развивая соответствующую инфраструктуру безопасности.
Forbes.kz