«Неделя в тюрьме — это много. На воле -мало.» метко заметил Э.Ремарк. О всеобъемлющем и в тоже время предельно конкретном характере национального плана «100 конкретных шагов» говорит тот факт, что в нем отдельно выделены проблемы социальной реабилитации наших сограждан, оказавшихся в местах лишения свободы.
Как известно, в постсоветских республиках, в том числе и в Казахстане, многие годы ощущалось влияние прежней карательной направленности законодательства и правоприменительной практики. Уголовно-исполнительная система со времен ГУЛАГа (главное управление лагерей) старалась сделать так, чтобы з/к «жизнь медом не казалось»
Казнить нельзя, реабилитировать
Главное содержание изменений в уголовном законодательстве РК- это его дальнейшая гуманизации. Так, в Уголовный Кодекс (УК) введена с 1 января 2015 года двухзвенная система, состоящей из преступлений и уголовных проступков. Всего предусматривается 171 уголовный проступок, за которые предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний.
Если вкратце, то государство стремится к тому, чтобы как можно меньше его граждан оказались за колючей проволокой. Что же касается тех, кто все таки там оказался, Казахстан, как и весь цивилизованный мир, ставит задачу вернуть полноценных граждан в общество.
33-ий шаг Нацплана ставит задачу создания эффективной системы социальной реабилитации граждан, освободившихся из мест лишениясвободы и находящихся на учете службы пробации. С этой целью будет разработана комплексная стратегия социальной реабилитации и стандарта специальных социальных услуг для таких граждан.
Немного истории — в 60-80-е годы прошлого века в СССР была создана система исправительно-трудовых колоний (ИТУ) закрытого типа с собственным производственным потенциалом. Они функционировали по принципу самоокупаемости. В качестве дешевой рабочей силы использовался труд сотен тысяч осужденных. По сути, советское государство было заинтересовано в постоянном росте численности тюремного населения, особенно в эпоху великих строек — от Днепрогэса до БАМа.
По мнению экспертов, важным шагом развития уголовно-исполнительной системы (УИС) является разработка по поручения президента РК новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса (УИК), вступившее в силу 1 января 2015 года. К числу новшеств УИК относится классификация исправительных учреждений в зависимости от степени безопасности и содержания осужденных. Внедрены различные типы учреждений — от минимальной безопасности – колонии-поселения, до чрезвычайной – тюрьмы. Кроме того, выделены учреждения смешанной безопасности, а также следственные изоляторы (СИЗО).
В новом национальном плане ставится задача модернизации пенитенциарной инфраструктуры в рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Намечено изучение международного опыта и выработка предложений по привлечению частного сектора в строительство, содержание и управление пенитенциарными учреждениями.
На днях в Мажилисе РК в ходе международного «круглого стола» обсуждались актуальные вопросы реформирования УИС. Отмечалось, что УИС в последние годы выходит на качественно новый уровень работы в соответствии с международными стандартами. По мнению депутата Р.Мукашева, лица, отбывшие наказание, должны возвращаться в общество его полноценными членами, имеющими востребованные профессиональные навыки и сбережения, что гарантирует сокращение рецидивной преступности. Однако решение этой задачи затруднено рядом обстоятельств законодательного и организационного характера, передает strategy2050.kz
Cсегодня, в связи с отсутствием централизованного обеспечения заказами, производство в «зонах»носит характер выполнения разовых работ. Поэтому необходимо развитие производственной сферы УИС.
Также для социальной реабилитации заключенных требуется внесение изменений в порядок работы органов занятости, соцобеспечения, образования. Кроме того, необходимо создать механизмы взаимодействия УИС с госорганами и общественными организациями.
«Хочу в тюрьму»
Казахстанские депутаты ознакомились с норвежским опытом покамерного содержания осужденных. Переход к такой системе планируют реализовать и у нас. Презентацию провел вице-министр юстиции Норвегии Андреас Скуллберг. Как сообщает Tengrinews.kz, в Норвегии существуют три уровня безопасности содержания осужденных — колонии строгого и общего режимов, в которых находится одна треть заключенных, и учреждения промежуточного ослабленного режима. При этом колония строгого режима обходится намного дороже, что является веским аргументом в пользу их сокращения.
Норвегия руководствуется принципом «соблюдения нормальной жизни». Тем самым преследуется задача по реабилитации осужденных. Главное правило — нельзя усиливать тот режим, который уже действует в колониях.
Например, в новой колонии, построенной в 2007 году, каждая камера рассчитана на одного человека. Есть телевизор, радио, душ и туалет на несколько камер. Осужденные самостоятельно могут готовить себе еду на кухне. Созданы отличные условия для занятий споротом. Есть также универсальная комната для молитвы. Развита производственная база.
В колонии работают продуктовые магазины, в которых осужденные могут покупать товары на деньги, которые они зарабатывают. Здесь по словам вице-министра, главная цель — чтобы осужденный не потерял навыков формирования личного бюджета.
Важный момент — созданы хорошие условия для посетителей. Свиданию с семьей здесь уделяют особое значение. Организуются специальные программы, которые учат заключенных тому, как быть хорошим родителем.
В свою очередь, замглавы КУИС МВД РК Аюбаев рассказал, что Казахстан принял от советской системы 49 колоний, которые были построены в 1937 году- это колонии барачного типа на 100-150 человек. Сейчас 8 из них переведены на покамерное содержание.
В настоящее время, по его словам, спроектированы новые колонии, которые не хуже, чем в Норвегии. К примеру, в новых казахстанских колониях в каждой камере будет туалет и душ, а не общие, как в Норвегии. И на одного осужденного предусмотрено 6,6 квадратных метра площади. Это, добавил чиновник, соответствует всем мировым стандартам.
При этом он отметил, что строительство такой колонии предусмотрено по принципу государственно-частного партнерства, как и предусмотрено программой «100 шагов»
Словом, в КУИС намерены сделать все, чтобы, казахстанские заключенные в будущем выходили на свободу не только с чистой совестью, но и здоровыми, с востребованной профессией. И общество должно быть готово принять «блудных сыновей » как равных. Как говорил Бернард Шоу, «Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее».
Бек Аргынов