Государство, фигурально выражаясь, должно давать своим гражданам «не рыбу, а уду» — стимулировать занятость, и не поощрять социальное иждивенчество. Занятость населения — объективный критерий состояния любой экономики. Казахстан является лидером по занятости населения в ТС — уровень безработицы составил в мае 2015 года 5 %. Для сравнения, в Евросоюза этот показатель в марте 9,8 %, в еврозоне — 11, 3%
В рамках «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ» ставится задача либерализация трудовых отношений, а также оптимизации социальной помощи через усиление ее адресного характера.
Баланс интересов
Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять, говорил Генри Форд. Всякое государство стремится найти золотую середину между социальной защищенностью граждан и свободой предпринимательства. Причем, эта пропорция на разных этапах развития страны должна меняться.
83 шаг ставит целью либерализацию трудовых отношений. В том числе намечена разработка нового Трудового Кодекса (ТК). Действующий Кодекс был принят в 2007 году., и с тех пор в него вносились изменения и дополнения. Как гласит статья 3 ТК РК, задачами трудового законодательства являются создание правовых условий для достижения баланса интересов сторон трудовых отношений, экономического роста, повышение эффективности производства и благосостояния людей.
Юристы утверждают, что при реформировании, основные принципы трудового законодательства РК останутся незыблемыми — от недопустимости ограничения прав человека и гражданина в сфере труда до социального партнерства.
Вместе с тем, любой закон по своей природе идет вслед за жизнью, поскольку он должен отражать сложившиеся устойчивые общественные отношения. Поэтому новые вызовы времени — создание ЕАЭС, предстоящее вступление в ВТО, курс на ускоренную индустриализацию, реалиазция НЭП «Нурлы Жол», грядущий приток высококвалифицированных иностранных специалистов в нашу страну и т.д., по мнению экспертов, требуют либерализации трудовых отношений в Казахстане.
Разработка Трудового Кодекса вопрос жизненно важный и поэтому его подготовка будут происходить максимально прозрачно. Говоря вкратце, обществу предстоит придти к в новому соглашению относительно баланса прав и обязанностей работодателя, трудящихся и роли государства в этой сфере
Как считают эксперты, изменениям и дополнениям должны подвернуться, в частности, такие раздели как Глава 10. Оплата труда. Глава 11. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации. Глава 12. Трудоустройство — c учетом требований повышения трудовой мобильности.
В связи с тем, что большие надежды возлагаются на рост МСБ (довести его долю в ВВП с 25 до 50%) следует серьезно пересмотреть правовые нормы, связанные с ним. В частности, это глава 26. «Особенности регулирования труда работников субъектов малого предпринимательства.»
Большое внимание будет удалено работе над Разделом 4. «Социальное партнерство и коллективные отношения в сфере труда». Традиционно эта сфера во всем мире является ареной борьбы работодателей и профсоюзов. Здесь нужен разумный компромисс.
Наконец, должен быть доработан Раздел 6.» Контроль за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан«. Здесь изменится роль государственного регулирования этой сферы — в законодательстве максимально снизят бюрократические препоны, являющиеся помехой бизнесу и источником коррупции. В тоже время нельзя выплеснуть с водой ребенка — государство разрабатывает справедливые правила игры и контролирует их соблюдение.
Адресная помощь
Казахстан вошел в ряды 50-ти первых государств в глобальном рейтинге благосостояния населения. Сейчас уже никто из серьезных экспертов и политиков не оспаривает того факта, что Казахстан последовательно движется по пути построения социально ориентированного государства.
Но здесь также кроется опасность «переборщить» – «проесть» все доходы, полученные от добычи и реализации природных ресурсов. А именно это и традиционно предлагают «радетели народа», призывая в разы повысить зарплаты, пенсии и социальные выплаты. Но что это даст?
Во-первых, такая «щедрость» неизбежно приведет к гиперинфляции: нельзя повышать доходы основной части населения выше, чем темпы роста экономики. А они в эпоху мирового кризиса, невысоки. Во-вторых, у государства тратящего все свои деньги на потребление нет будущего. Наша страна поступает иначе — создает серьезные резервы на случай мировых экономических кризисов, а также инвестирует их в будущее страны – создание инновационно-индустриальной экономики.
Вопрос соотношения социального неравенства и демократии сложный и многоплановый. В частности, западные социологи и экономисты считают, что безработица примерно в 5 % является приемлемой и подхлестывает конкуренцию за рабочие места. И, соответственно, делает их более уступчивыми в перманентной борьбе с работодателями за свои права.
Напротив, классическая социалистическая система полагает одним из главных своих достоинств стопроцентную занятость населения. Как показал печальный и поучительный опыт соцлагеря, уравниловка в оплате труда и отсутствие опасения потерять работу, приводят к потере мотивации к эффективному труду и порождают иждивенческие настроения.
Поэтому 84-ый шаг определяет новый подход — оптимизация социальной помощи через усиление ее адресного характера.. Социальная помощь будет предоставляться только тем гражданам, кто в ней действительно нуждается. Государственная адресная социальная помощь трудоспособным гражданам с низкими доходами будет предоставляться только при условии их активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации.
Стоит отметить, что за годы Независимости население Казахстана осознало, что единственным источником социальных благ является эффективный труд.
И как сказал Плавт, «Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу».
Марат Кабдыгали