Голливудский триллер «Вернуть отправителю» рассказывает о нелегкой доле молодой медсестры Миранды, которая однажды впустила в дом незнакомца.
Точнее, дело было так: Миранда готовилась к свиданию вслепую с неким Кевином, делала педикюр, и тут в дверь постучали. Миранда подумала, что это Кевин, а это оказался какой-то другой мужчина, который, надо думать, за Мирандой давно следил. Медсестра не сразу заподозрила подвох, но было уже поздно: мужчина ее изнасиловал и сбежал. Потом, в больнице, Миранда вспомнила, где видела незнакомца до того – это был посудомойщик из бара. Парня арестовали и осудили на несколько лет тюрьмы.
Миранда живет, пытаясь справиться с шоком. Теперь она не может продать дом – весть о том, что в нем произошло преступление, разошлась быстро. На мечте перейти в хирургическое отделение, а то и выучиться однажды на хирурга можно ставить крест – у девушки трясутся руки. Она пытается успокоиться, но не может. И вот однажды Миранду осеняет. Она пишет письмо в тюрьму Уильяму Финну, человеку, который ее изнасиловал…
Этот не самый ожидаемый поворот сюжета приводит зрителя к двусмысленности. Нам хочется поверить в историю храброй и доброй девушки, которая нашла в себе силы отказаться от ненависти к насильнику и, более того, заговорить с ним. Правда, Уильям поначалу отказывается отвечать на ее письма, и те приходят обратно с пометкой «вернуть отправителю», но однажды Миранда видит на конверте написанные от руки слова «ты победила». Она идет в тюрьму на личное свидание с Уильямом. Постепенно между ними устанавливается странный эмоциональный контакт. Парень раскаивается в содеянном или, по крайней мере, старается оставить такое впечатление. Из тюрьмы он выходит досрочно. Миранда приглашает его к себе ремонтировать веранду…
Повторим, хочется поверить в историю буквально христианского всепрощения – но все время ощущаешь какой-то подвох. И, естест- венно, на поверку это оказывается историей мести, которую, как известно, подают холодной. В финале Миранда, привязав Уильяма к кровати, лично кастрирует его (под наркозом – девушка гуманна), а потом, видимо, и убивает. Попутно выясняется, что в детстве она сознательно не спасла от смерти мать, которую не любила, а в недавнем прошлом убила докучавшую ей собаку отца. Мораль выходит сомнительная: Уильяму не свезло – он изнасиловал социопатку, которой достало нервов несколько лет притворяться милосердной самаритянкой. (Напомним: социопатия – это психическое расстройство, при котором субъект ни в грош не ставит социальные нормы и почти не способен к эмпатии.)
Беда фильма в том, что это – сугубо вторичный продукт. Прекрасная актриса Розамунд Пайк буквально только что сыграла притворяющуюся нормальным членом общества социопатку в блестящем триллере Дэвида Финчера «Исчезнувшая». Но там Пайк было что играть: избалованная девица, решившая инсценировать свое исчезновение, чтобы подставить изменившего ей мужа, вызывала отвращение – столь хладнокровно она лгала и убивала. Финчер исследовал, кроме прочего, ту неимоверную легкость, с какой умело обращающийся с современными СМИ человек может склонить на ту или иную чашу весов общественное мнение. В «Вернуть отправителю» ничего этого нет. Есть два плохих человека – один творит зло импульсивно, другая продуманно, и оба в конечном счете ломают чужие жизни как спички.
Такой вот фильм второй свежести, паразитирующий на образе, который Розамунд Пайк создала в совсем другом кино. Прав был персонаж Булгакова, рассуждая про осетрину: «Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, это означает, что она тухлая!» В кино всё то же самое.
«Вернуть отправителю» (Return to Sender)
Режиссер: Фауд Микати
В ролях: Розамунд Пайк, Уильям Финн, Ник Нолти
Длительность: 1 час 35 мин.
http://rus.postimees.ee/3242479/vernut-otpravitelju-sociopatija-vtoroj-svezhesti