Данные двух крупных международных аналитических центров по нефти, опубликованные практически одновременно, предрекают ценам на нефть совершенно разное будущее. В отчете Международного энергетического агентства говорится, что «дно еще впереди», а в обзоре ОПЕК утверждается, что в следующем году рынок стабилизируется. Где же правда?
За последний год мировые цены на нефть совершили несколько головокружительных скачков: с лета прошлого года просели наполовину, достигнув в январе 46 долларов за баррель североморской нефти Brent, затем отыграли до 67,5 доллара в мае, а в июле вновь опустились ниже 60 долларов.
Теперь они колеблются в диапазоне 56-58, однако эксперты предрекают новое падение. Так, по прогнозу инвестиционного банка Goldman Sachs, уже к октябрю цены на западно-техасскую нефть WTI откатятся к 45 долларам за баррель (Brent торгуется на 5 долларов дороже).
Это значит, что стоимость ключевого экспортного товара России может опуститься ниже 50 долларов за баррель, то есть ниже действующего прогноза министерства экономического развития. В этом случае вырастет и бюджетный дефицит, запланированный в текущем году на уровне 3,7% ВВП (2,68 трлн рублей).
Свежие прогнозы от Международного энергетического агентства и ОПЕК, опубликованные 10 и 13 июля соответственно, не вносят ясности в эту картину, а напротив, еще больше запутывают ее.
Дно или баланс?
МЭА указывает на перепроизводство нефти: по мнению экспертов организации, оно продолжится в 2016 году и будет оказывать на нефтяные цены давление в сторону понижения.
По расчетам агентства, во втором квартале этого года мировое производство нефти находилось на уровне 96,39 млн баррелей в день, в то время как реальный спрос составлял 93,13 млн.
«Очевидно также и то, что способность рынка абсорбировать этот переизбыток вряд ли продлится. Объем хранилищ на суше ограничен. То же самое и с танкерным флотом. Новые заводы по переработке нефти не строятся каждый день», — говорится в докладе.
«Дно рынка, возможно, еще впереди», — заключают в Международном энергетическом агентстве.
Эти выводы прямо противоречат оценкам, которые приводятся вежемесячном обзоре Организации стран-экспортеров нефти по рынку, опубликованном в понедельник.
«Ситуация в мировой экономике, особенно на развивающихся рынках, будет способствовать росту спроса в грядущем году», — считают аналитики ОПЕК, объединяющей 12 нефтедобывающих стран, на которых приходится половина мирового экспорта нефти.
Мировой нефтяной рынок будет в следующем году более сбалансированным благодаря росту спроса на нефть в Китае и замедлению производства сланцевой нефти в Северной Америке, полагают аналитики организации.
Разработка и спрос
Эти противоречивые прогнозы свидетельствуют об общей неясности ситуации на мировом нефтяном рынке, складывающейся из множества факторов, причем удельный их вес постоянно меняется. Именно поэтому никому из аналитиков пока не удавалось в точности обрисовать будущую траекторию движения цен.
Однако есть два главных фактора, оказывающих влияние на цены в долгосрочной перспективе: себестоимость разведки и бурения, а также спрос.
Гиганты мировой нефтяной промышленности уже пересмотрели свои инвестиционные планы в сторону сокращения: проекты по добыче нефти в канадских нефтеносных песках, глубоководное бурение и арктический шельф при нынешней цене выглядят слишком затратными.
Несмотря на это, отмечает британское издание Economist, разведка и разработка новых месторождений, в целом, в мире становятся дешевле — благодаря американским компаниям, активно использующим новые методы освоения посредством горизонтального бурения и гидроразрыва нефтеносного пласта.
По подсчетам банка Macquarie, стоимость освоения и разработки нового месторождения сланцевой нефти сейчас равна примерно 24 долларам в барреле добытой нефти. Не говоря уже о себестоимости добычи в Саудовской Аравии, Ираке и Ливии, где, по образному выражению экспертов, достаточно пробурить скважину — и нефть польется сама собой.
Никто не хочет уступать
Падение мировой себестоимости нефтедобычи неизбежно будет толкать цены вниз, в то время как второй долгосрочный фактор ценообразования — спрос — также дает пробуксовку.
Крупнейшим потребителем нефти в мире являются США, но там сланцевая революция покрывает потребность промышленности в нефти. Рост потребления в других развитых странах не способен абсорбировать рост мировой нефтедобычи. Поэтому все надежды связываются в последние годы с развивающимися странами — в первую очередь, с Китаем.
«Основная часть роста мирового спроса на нефть последние пять-семь лет исходила из Китая. Теперь рост этого спроса замедлился, а на рынок поступает по-прежнему много нефти. Плюс рынок ожидает поступления иранской нефти, в случае если санкции против Ирана будут сняты. И тогда мы имеем избыток нефти», — отметил в интервью агентству Bloomberg Джон Хофмайстер, бывший президент компании Shell.
В сложившейся ситуации, добавил он, никто не собирается уступать: страны ОПЕК не снижают нефтедобычу, а пытаются удержать значительную долю рынка. Уменьшение поставок нефти может произойти разве что за счет разорения множества мелких американских и канадских производителей, добывающих сланцевую нефть, — по мере снижения цены ниже коммерчески целесообразной.
Однако многие из этих компаний уже добыли определенные объемы нефти, которые в любом случае надо продать, вне зависимости от рыночной цены (если нет возможности законсервировать ее в хранилищах до момента восстановления высоких цен).
Консервативный прогноз
К фундаментальным факторам, влияющим на цены, добавляются временные: переговоры по ядерной программе Ирана и вероятное снятие эмбарго с иранской нефти; нестабильность на Ближнем Востоке; кризис в Греции и другие.
Власти России, федеральный бюджет которой наполовину формируется из нефтегазовых доходов, заняли по вопросу о цене на нефть «консервативную» позицию: в 2015 году, по прогнозу правительства, средняя цена на нефть составит 50 долларов за баррель.
Несмотря на волатильность мировых цен на ресурс, министерство экономического развития не намерено пересматривать прогноз, заявил на днях глава ведомства Алексей Улюкаев.
«Это консервативный прогноз, это настолько большая устойчивость конструкции, что никаких оснований для пересмотра у нас нет. У нас средняя цена с начала года — 57,5 доллара за баррель. Нет никакого шанса, что нам придется пересматривать прогноз в сторону понижения», — заверил министр.
С этим прогнозом, в целом, согласен аналитик по нефти и газу компании Sberbank CIB Валерий Нестеров.
«Пока не видны триггеры в ближайшие месяцы, которые могли бы опустить цену ниже 50 долларов за баррель. Иран, в основном, рынками уже учтен. На короткое время цена может опуститься ниже 50-ти. Но, опять-таки, если смотреть на среднегодовую, то она будет даже где-то ближе к 60 долларам», — отметил он в беседе с Русской службой Би-би-си.
http://www.bbc.com/russian/business/2015/07/150713_oil_prices_prospects