Еще в 2012 году при Министерстве образования и науки Казахстана был инициирован общественный совет по оптимизации вузов, в состав которого вошли видные отечественные общественные деятели, парламентарии депутаты, ректоры вузов, работники СМИ и даже партийные деятели. Позже в стране запустили сам процесс оптимизации, в основном за счет укрупнения вузов.
По официальной информации процесс оптимизации вузов осуществляется по 3-м механизмам, среди которых объединение; понижение на уровни академии, института, колледжа; закрытие вуза путем отзыва лицензии. Следует выделить еще один не мало важный элемент. Так согласно некоторым планам до 2015 года в каждом регионе предполагалось оставить только один государственный и один частный вуз. Что сегодня?
Спустя три года, можно подвести лишь промежуточный итог, поскольку движение оптимизационного процесса идет немного не тем путем, который задумывался изначально. Как выясняется, не смотря на сдвиги по этой части, вопросы образования, а точнее вопросы подготовки кадров остаются не решенными как в частных заведениях, так и в государственных вузах.
Не так давно на республиканском форуме «О состоянии подготовки юридических кадров в РК» заместитель генерального прокурора РК Андрей Кравченко сообщил далеко не новую, но, тем не менее, актуальную новость. Суть ее заключалось в том, что три четверти частных Казахстанских вузов игнорируют общеобразовательные госстандарты.
«Три четверти из проверенных частных вузов не соблюдают государственные общеобразовательные стандарты, более чем в 90 процентах из них недостаточно остепененных преподавателей», – сказал Кравченко.
При этом также треть квалифицированных преподавателей работают в нескольких вузах одновременно. В других вузах и вовсе занимаются банальными приписками по преподавателям. Кроме того большинство частников имеют слабую материальную техническую базу, библиотечный фонд.
Собственно ничего нового в этой части господин Кравченко не сказал, тем более что и государственные вузы, мягко говоря, далеки от идеала. В свою очередь эти обстоятельства влияют на качество образования.
«Есть проблемы и в государственных вузах. Они за последние 2 года 102 раза привлекались к административной ответственности уполномоченным органом. И все это позволяет говорить о том, что порой вузам нужны деньги, а студентам – дипломы. Качество образования, наличие знаний в лучшем случае отходят на второй план», — сказал Андрей Кравченко.
Официоз
Начиная с 2012 года Министерство образования и науки Республики Казахстан работает над оптимизацией сети вузов, предоставляющих некачественные образовательные услуги. В 1991 году в стране функционировало 55 вузов. В первые годы независимого пути в Казахстане активно развивался частный сектор и к 2001 году число вузов достигло максимума — 182. Но, растущие как грибы после дождя вузы привели к диспропорциям в количестве и качестве подготовки специалистов.
По данным на март этого года благодаря оптимизации число вузов сократилось со 148 до 126. В июне 2014 года создана республиканская Комиссия по вопросам модернизации высших учебных заведений, под председательством Заместителя Премьер-Министра РК. В ее состав вошли депутаты Парламента, представители правоохранительных органов, Генеральной прокуратуры, неправительственных организаций, вузов. В результате плодотворной работы, ряду вузов сделаны замечания, других соединили с более крупными, деятельность третьих вообще приостановили до устранения нарушений.
Как отмечают авторы оптимизации, меры госконтроля направлены в первую очередь на соблюдение квалификационных требований по лицензированию образовательной деятельности, законодательства об образовании и выполнения требований государственных общеобязательных стандартов образования. Иными словами государственный контроль направлен не столько фактическое сокращение, сколько на стимулирование самих вузов работать над повышением качества своей образовательной деятельности. Но на поверку этого практически не происходит.
Чем меньше, тем лучше?
По сути это так. Если вначале 90-х единицы вузов могли гордо называться университетом постольку поскольку их и было единицы, то после массовых открытий одного за другим Вузов, от «университета» осталось лишь слово. Но ведь этого не достаточно для подготовки кадров. То есть не смотря на альтернативу, и право выбора количество так и не переросло в качество. В этой связи процесс оптимизации, при условии честности и ясности, должен отразится на качестве.
С другой стороны, сегодня в стране у большинства, даже сантехников есть диплом о высшем образовании, но не многие имеют достаточный уровень образования и тем более соответствуют принятым во всем мире стандартам. Поэтому кроме банального сокращения учебных заведений, необходимо ужесточение требований к педагогам, уровень которых также не фонтан. При том не стоит забывать про коррупционные составляющие. Ни для кого не секрет, что отметки в вузах давно покупаются и цена зависит не столько от предмета или возраста преподавателя, сколько от самого вуза. То есть чем «круче» альма-матер, тем круче и стоимость разводимого экзамена или зачета. Но ведь это решается довольно просто — при хорошем педагогическом составе и хорошей оплате их труда ни один нормальный человек не станет брать взяток.
Кроме того, как отмечают отечественные эксперты, важен еще один момент, который касается частного капитала. Известно, что государство и лично глава государства не перестают говорить о ведущей роли малого и среднего бизнеса, которому необходимо всесторонне помогать. Поэтому вместо повального сокращения вузов необходимо создать условия, чтобы те могли повышать качество. На деле предпринимателей просто «вяжут по рукам», приостанавливая деятельность, как минимум на 6 месяцев.
Наши реалии
«За годы независимости число вузов возросло вдвое, количество студентов достигло 473 тыс. и обычно такие показатели считаются огромным прогрессом в развитии человеческого капитала, и по числу вузов на душу населения мы опередили на сегодня такого лидера высшего образования, как Великобритания, в которой насчитывается 89 вузов на 60 млн населения», — говорит заместителя генерального прокурора РК Кравченко.
Иными словами университетов много и при этом само понимание высшего образования перешло в стадию деградации, поскольку в ряде случаев человек с «вышкой» знает меньше чем окончивший ПТУ. Произошло это из-за повального стремления казахстанцев работать мозгами а не руками. В итоге рабочих рук в стране не осталось, да и мозгов не особо прибавилось.
По мнению, Кравченко «многолетний перекос в сторону гуманитариев привел к острому дефициту квалифицированных специалистов в техническом образовании». Казахстанские вузы сегодня не профилируются по отраслям экономики, в результате чего был потерян ориентир на запросы рынка труда.
По данным замгенпрокурора только за последние 12 лет подготовлено более 185 тыс. юристов, причем поток дипломированных юристов не снижается. В этом году вышло свыше 18 тыс. юристов, что в 4 раза больше показателей 10 летней давности. Помимо прочего за годы независимости число вузов выросло вдвое, а количество студентов достигло 473 тысяч.
«Обычно такие показатели считаются огромным прогрессом в развитии человеческого капитала, и по числу вузов на душу населения мы опередили на сегодня такого лидера высшего образования, как Великобритания, в которой насчитывается 89 вузов на 60 млн населения», – отметил Андрей Кравченко.