Государственный социальный работник Шум Винг Ян из Гонконга прочитала в Алматы для казахстанских психологов лекцию по предотвращению суицида среди подростков.
В2014 году число случаев суицида среди несовершеннолетних в Казахстане уменьшилось на 34,2 процента, заявила сегодня в Астане заместитель директора департамента организации медицинской помощи министерства здравоохранения и социального развития Айгуль Тастанова. По официальным данным, в 2013 году в Казахстане было зарегистрировано 3 506 случаев суицида, из них 292 среди несовершеннолетних. В 2014 году эти показатели составили 3 124 и 192 соответственно.
Снижение случаев суицида власти относят к заслугам государственных ведомств. «Благодаря мерам, принимаемым государственными органами, число случаев суицида уменьшилось на 10,9 процента, а среди несовершеннолетних на 34,2 процента», — заявила Айгуль Тастанова.
Но всё же по количеству самоубийств среди детей и подростков, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Казахстан занимает третье место в мире. Принято считать, что главными причинами суицидов среди молодых людей являются социальное неблагополучие, безработица, одиночество и отчужденность. Психологи говорят: суицид — это реакция молодого человека на выпадение его из общества и невозможность решить свои проблемы.
Шум Винг Ян, социальный работник, заведующая кафедрой социальной работы и руководитель проекта «Управление эмоциями», — практик, знает ситуацию с суицидами в Гонконге, но не знакома с положением дел в Казахстане. Ее встречи с казахстанскими специалистами состоялись в Казахском национальном медицинском университете имени Санжара Асфендиярова и непосредственно на самом тренинге по предотвращению суицидов. Тема ее двухдневных выступлений — «Оценка рисков и предотвращение суицида среди школьников».
СУИЦИДАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ
Для социальных работников, работающих в школе, важно понимать суицидальные жесты подростка. По исследованиям гонконгских специалистов, в 80 процентах совершённых самоубийств предупреждающие знаки были поданы. Окружающие просто не сумели их оценить и понять.
По мнению социального работника из Гонконга, важно установить, когда пришла мысль о суициде и с чем это связано. И здесь при правильной работе сразу же необходимо выяснить у подростка: что ценно для него, что держит его в этой жизни?
— Например, в беседе с ребенком мы узнали, что он сильно любит своих родителей. Мы сразу позвонили маме и подсказали ей, что нужно сказать своему сыну. В этот же день мама сказала, что любит его и как он важен ей, — говорит Шум Винг Ян.
В Гонконге акцент делается на предупреждение суицида. Для этого в школьной программе введен предмет «Обучение жизни», главная цель — эффективно и безболезненно пройти этапы социализации, показывая нужность растущего человека обществу, семье и, наоборот, участие этих институтов в жизни подростка. В ходе обсуждения специалисты пришли к мнению, что прежде всего нужно работать над повышением самооценки казахстанских подростков.
— Каждую неделю наши ученики пишут о своем психологическом самочувствии, что им нравится и не нравится. В эти опросники включены все факторы суицидальных рисков. Если мы обнаруживаем их, то начинаем работать по усилению факторов защиты и самоконтроля за эмоциями. На классных часах мы обучаем детей решать свои проблемы и повышать свои коммуникативные способности, — говорит Шум Винг Ян.
ВЫРАБОТАТЬ ЗАЩИТНУЮ РЕАКЦИЮ
По мнению социального работника, на все суицидальные угрозы надо сформировать защитную реакцию у подростка. Такого ребенка в Гонконге направляют на специальный тренинг, где его обучают этому. Главная задача психологов — сформировать у подростка позитивное мышление и уничтожить суицидальное.
В ходе дискуссии было отмечено, что главными защитниками для детей являются: формирование сильного чувства собственного достоинства, личный контроль, позитивное отношение к жизни, понимание ее ценности, здоровые семейные отношения и многое другое. Присутствующие специалисты заявили, что родители просто разучились говорить о таких вещах со своими детьми.
Департамент образования Гонконга инициировал создание трехуровневой модели поддержки подростков, которая охватила как детей, их семьи, так и всех социальных работников. Именно обнаружением суицидальных наклонностей и выработкой стратегии и инструментов занимаются в департаменте образования, а все социальные работники прошли соответствующие тренинги. Они знают, на что обращать внимание во время бесед, консультаций, игр с подростками. На чём делать акценты в беседе с родителями и родными.
НОВОЕ ДЛЯ КАЗАХСТАНСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Некоторые казахстанские психологи познакомились с методикой гонконгского коллеги. Заведующий кафедрой коммуникативных навыков и психотерапии Казахского национального медицинского университета имени Санжара Асфендиярова профессор Марат Асимов отметил, что эта методика работает, она эффективна, судя по ее системности и охвату.
— Суть только в том, что ту или иную программу нам нужно адаптировать. Нам не хватает всегда времени. Мы берем одну программу, затем другую и не доводим ее до конца, системно и последовательно. У нас в каждой школе есть школьные психологи, но я боюсь, что наши психологи перегружены. Они не занимаются непосредственно своей работой — профилактикой суицида. Поэтому сначала нужно научить наших школьных психологов. В Гонконге социальные работники или психологи обучены именно этой программе, которая охватывает все заинтересованные лица: учителей, родителей, подростков-сверстников. Есть и системное взаимодействие самих специалистов, — говорит Марат Асимов.
Доктор PhD Фатима Багиярова — психотерапевт, доцент Казахского национального медицинского университета имени Санжара Асфендиярова — говорит, что ей понравилась гонконгская методика ранней диагностики суицидов.
— Уже с пяти лет с ними социальные работники говорят об этом и что уязвимые группы вовремя выявляются и направляются на работу с психологом. Сама работа по выявлению суицидально настроенных детей и подростков у нас и у них одинакова. Люди боятся признаться, что у них есть суицидальные мысли. Если еще ребенком мы научим понимать, что происходит, то мы защитим детей. Надо говорить о ценности жизни уже с первого класса. Дети должны уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием, — говорит Фатима Багиярова.
Присутствующие на тренинге местные специалисты подтвердили, что предупреждение суицидов среди подростков и молодежи — проблема национального масштаба, где важна системная работа как по обучению школьных психологов, так и по реализации проектов по социализации подрастающей личности.
http://rus.azattyq.org/content/suitsid-podrostki-profilaktika/27175671.html