48% россиян не поддерживают решение российских властей уничтожать санкционные продукты, свидетельствуют данные опроса «Левада-центра».
Об «определенно отрицательном» отношении к инициативе уничтожать запрещенную еду заявили 15% респондентов. Еще 33% сообщили, что относятся к ней «скорее отрицательно», а 13% затруднились ответить.
Директор «Левада-центра» Лев Гудков заявил Би-би-си, что негативная реакция была предсказуемой, но оказалась гораздо менее острой, чем он ожидал.
Лишь 17% респондентов сказали, что относятся к этой инциативе «определенно положительно», тогда как 23% восприняли ее «скорее положительно».
По данным того же опроса, предложение ограничить госзакупки медицинских изделий на Западе, с которым на прошлой неделе выступил минпромторг, также не нашло общественной поддержки. Единственное исключение — презервативы, ограничение импорта которых поддержали 43% опрошенных.
Оправдание высшими целями
Помимо общего вопроса о поддержке указа Владимира Путина, задавался также и вопрос о том, как России следовало бы поступать с санкционными продуктами. Из несколько вариантов ответов лишь 15% респондентов выбрали «уничтожать».
Около 40% считают, что конфискованные продукты нужно передавать в детские дома, приюты для бездомных и больницы или просто всем нуждающимся — пенсионерам, инвалидам, многодетным. О том, что продукты нужно передавать благотворительным организациям, заявили 27%, на Донбасс — 24%.
Разницу в ответах на два вопроса, по мнению Гудкова, можно объяснить «инерцией поддержки режима».
«Здесь и действие авторитета режима, и общий контекст, что Путин как бы защищает интересы страны, что это оправдывается высшими целями и прочее. В целом, такая политика немного ставит людей в состояние растерянности», — отметил директор «Левада-центра».
Уничтожать санкционные продукты в России начали 6 августа. К настоящему времени более 360 тысяч человек подписали петицию с призывом отменить соответствующий указ президента Владимира Путина. Предложения передавать запрещенную еду уязвимым группам населения министр сельского хозяйства Александр Ткачев отверг, заявив, что санкционные продукты могут представлять угрозу для здоровья.
Презервативы как исключение
Единственная социальная группа, где инициативу уничтожать санкционную еду поддерживают, — это сельские жители, которые в принципе такие продукты не употребляют. По выражению Гудкова, в этой категории работает «абстрактное, отвлеченное «одобрямс», а также социальная зависть к тем, кто может себе позволить импортные продукты.
При этом наиболее высокий уровень неодобрения зафиксирован в Москве — 74%. Такой результат, по словам Гудкова, объясняется более высоким уровнем образования и доходов, а также большей зависимостью от импортного продовольствия в больших городах.
Провинция, в свою очередь, настроена более негативно по отношению к инициативе минпромторга запретить импорт некоторых медицинских изделий, отметил Гудков. Резко негативную реакцию вызвало предложение ограничить в странах Запада госзакупки высокотехнологичной медтехники (63% против), а также ортопедической обуви, протезов, костылей, бинтов и других средств ухода за больными (55% выбрали негативные ответы).
«Нарастает ощущение деградации всей системы здравоохранения, особенно это ощущается в провинции, где закрываются больницы, фельдшерские пункты, зарплата врачей издевательская. Общее ощущение, что власть презрительно относится к нуждам обычных людей, здесь выражено четко и остро», — сказал он.
То, что негативное восприятие инициативы минпромторга не распространяется на презервативы, директор «Левада-центра» объяснил ограниченными знаниями о планировании семьи и профилактике венерических заболеваний среди малообразованного и сельского населения, а также пожилых людей.
http://www.bbc.com/russian/russia/2015/08/150813_destroyed_food_levada