В Казахстане объявлена тотальная война бюрократии. В ближайшем будущем будет создана государственная корпорация «Правительство для граждан».
По поводу того, с какой цель это делается, думается, вопросов не возникает. Гораздо интереснее то, что для принятия подобного решения понадобились сотни тысяч писем от измученных бюрократами на местах граждан страны. «Если долго мучиться, что-нибудь получится», — гласит народная мудрость. Похоже один камень народная вода сточила. Или вот-вот сточит.
Известно, что, несмотря на многочисленные реформы государственных органов власти, на местах по-прежнему работают неписанные законы бесконечной бюрократии. Стоит отметить, что в независимом Казахстане она намного переплюнула СССР. Судите сами: в Советском Союзе на 293 миллиона человек насчитывалось 700 тысяч чиновников, или по одному на 418 граждан. В независимом Казахстане на 17 миллионов жителей приходится 90 тысяч чиновников, или по одному на 188 граждан. То есть наш государственный аппарат, если считать его удельный вес по отношению к населению, по сравнению с советским раздут больше, чем в два раза. Надо ли говорить о том, что бюрократия в наше время по сравнению с тем периодом возросла ровно на столько же, а то и больше? К тому же, что бы ни говорили про те времена, выдача необходимых документов государственными структурами тогда производилась хоть и не так быстро, как хотелось бы, зато без малейшего намека на материальный «рахмет». В общем, народ уже давно пришел к выводу, что жить ему мешает весьма раздутый государственный аппарат, или, говоря по-другому, многочисленная армия чиновников.
Почти ругательное слово
В последнее время складывается ощущение, что казахстанское общество разделилось на три категории. Первая категория людей радуется государственным программам, индустриализации экономики, модернизации, внедрению нанотехнологий, выигранному праву на проведение ЭКСПО и другим грандиозным успехам.
Вторая категория, будучи более реалистичной и прагматичной, все воспринимает сдержанно, скрупулезно высчитывая, во сколько все это нам обходится.
А вот третьей категории и то, и другое абсолютно «по барабану». Ее больше волнует очередь в детский сад. Причем эта категория по своей численности больше двух предыдущих вместе взятых. А потому именно на нее направлены различные государственные программы вроде «Десяти шагов навстречу простым людям» или «Пяти институциональных реформ», одна из которых предписывает «формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг».
И вот с этим, то есть с качественными государственными услугами, у нас в стране, как показывает жизнь, у нас проблемы, длящиеся уже третий десяток лет. Говоря о государственных программах хорошо было бы не просто согласно кивать головами и аплодировать во время выступлений президента страны, но и реально что-то делать для их осуществления.
И с этим тоже проблемы. Понятие «государственный служащий» или, проще говоря, «чиновник» в нашей стране стало едва ли не ругательным. В обиход прочно вошли такие выражения, как «чиновничий беспредел», «коррупция среди чиновников», «безразличие чиновников» и т.д.
Чиновничья каста вызывает такую антипатию, что стали появляться мысли о том, что легионы серых и безликих бюрократов, прогрызающих себе путь наверх разными и не всегда честными способами, пытаясь занять место повыше в корпоративной и государственной структурах, представляют не меньшую опасность для государства, чем исламские радикалы или всякого рода фундаменталисты. Это, конечно же, несколько преувеличено. Но то, что именно чиновники, больше думая о себе любимых, нежели о государстве и людях, и ставя перед собой известные задачи, стимулируют коррупцию, а потому являются одним из главных и действенных тормозов экономического и социального развития — факт. Потому что, будучи оторванными от реального мира, они не способны мыслить вне рамок своей мизерной и незначительной роли. И, что самое страшное, мы массово штампуем таких людей на университетских конвейерах.
Вряд ли кто-то из простых смертных ожидает дельных инициатив от самого чиновничества. Поскольку главное для этой армии – стабильность. Но в своем собственном понимании. Чтобы ничего не менялось. Даже если и топтаться на месте. Поэтому одна лишь мысль о реформах в том или ином государственном ведомстве наводит ужас на его обитателей.
ЦОН всему голова
И вот чудо… нет, пока еще не свершилось. Оно только собирается свершиться. Но решение уже принято. Выглядит оно следующим образом: в стране на базе центров обслуживания населения будет создана отдельная структура под названием «Государственная корпорация по оказанию всех услуг по принципу «одного окна» — «Правительство для граждан». Об этом сообщил вице-министр по инвестициям и развитию РК Сакен Сарсенов, который в нижней палате Парламента представил законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оказания государственных услуг». Создание данного сервиса, по его словам, позволит гражданам Казахстана одним заявлением, одним кликом получать целую серию услуг.
«ЦОНы оказывают услуги только фронт-офиса, осуществляя лишь прием заявок и выдачу результатов, — сказал заместитель министра. — Создание госкорпорации «Правительство для граждан» путем слияния ключевых пунктов, оказывающих услуги в сфере социальной защиты, земельных отношений, оформления недвижимости позволит в одном контуре не только принимать заявки, но и выполнять работу по их обработке. С учетом положительного опыта работы центров обслуживания населения создание единого провайдера предлагается осуществить на базе ЦОНов путем слияния республиканского государственного предприятия «Научно-производственный центр земельного кадастра», «Центра по недвижимости» и «Государственного центра по выплате пенсий».
Вице-министр напомнил, что на сегодняшний день повышение качества государственных услуг обеспечивается путем развития двух ключевых инструментов — Центра обслуживания населения и электронного правительства.
Опять же, по его словам, основными целями законопроекта являются кардинальные улучшения качества и сокращение сроков оказания государственных услуг, создание централизованной системы полного цикла работы с клиентами, включая услуги сервисных компаний, внедрение единых стандартов качества обслуживания по всем государственным услуг, прозрачность всех процессов их оказания, повышение их доступности с использованием различных каналов доступа.
Сакен Сарсенов также отметил, что законопроект разработан с учетом международного опыта, в частности, Канады, где единый провайдер Canada Service работает по принципу полного цикла оказания государственных услуг.
В общем, как говорится, все для человека. Но это пока на бумаге. А вот, как будем на самом деле, скоро увидим воочию. Надеемся, что также красиво.