«16 июня 1963 года, за несколько часов до того, как Валентина Терешкова стала первой женщиной в космосе, она поняла, что ученые и инженеры, работавшие годами над этим проектом, допустили две ошибки — одну маленькую, но раздражающую, и одну с потенциально фатальными последствиями», — пишет The Guardian.
«Вновь увидев свой космический корабль, «Восток-6″, на грандиозной выставке в Музее науки в Лондоне, она вспомнила шок от своего обнаружения. У нее была еда, вода, зубная паста, но не было зубной щетки», — говорится в статье.
«Моя зубная щетка была пустяком по сравнению с тем фактом, что космический корабль был запрограммирован на взлет, но не на возвращение. Вот это была ошибка!» — рассказывает Терешкова.
Если бы наземному комплексу управления не удалось установить новую компьютерную программу, то вместо того, чтобы вернуться на Землю, хрупкий корабль, на котором она 48 раз облетела вокруг Земли за два дня, 22 часа и 50 минут, то он бы постепенно сошел с орбиты и навсегда улетел в открытый космос, передает издание.
Она попросила не наказывать инженера, который чуть было не лишил ее жизни, и в ответ он попросил ее не рассказывать правды — и она не говорила об этом в течение 30 лет.
На выставке представлены экспериментальные модели советского проекта по отправке человека на Луну, от которого отказались, когда туда первыми добрались американцы, сообщает газета.
«На открытии также присутствовал Сергей Крикалев, установивший рекорд самого длительного нахождения в космосе — 803 дня, 9 часов и 39 минут за шесть полетов, пока Геннадий Падалка не установил новый рекорд в 879 дней в начале этого месяца», — пишет автор статьи.
«В 1989 году Крикалев стал последним советским космонавтом: он, собственно, находился на космической станции, когда мир, в котором он появился на свет в 1958 году, распался», — говорится в статье.
Были опасения, что космическая программа рухнет вместе с режимом, и его не вернут назад, но, по его словам, он не боялся.
«Наземный комплекс управления продолжал работать — наши операции в космосе были более стабильными, чем то, что происходило на Земле», — сказал Крикалев.