Героям расследования «Газеты.Ru» — контрактникам в Новороссийске, отказавшимся ехать в Сирию, — угрожают уголовным преследованием. К их защите подключился лидер адвокатской «Команды 29» Иван Павлов, ранее защищавший многодетную мать Светлану Давыдову по делу о госизмене.
В пятницу «Газета.Ru» опубликовала расследование случая в Новороссийске, где несколько контрактников отказались от командировки в Сирию. Они сослались на отсутствие письменного приказа и другие нарушения закона. Однако вместо защиты их прав военное командование подключило к делу ФСБ.
«Думали, что в Донбасс, а оказалось — в Сирию»
«Военная прокуратура абсолютно бездействует, вместо того чтобы реагировать на заявления президентского Совета по правам человека, который занимается их случаем, и на жалобы самих военнослужащих, что с ними незаконно обращаются и не дают никакой информации по направлению в новую горячую точку, — говорит Павлов «Газете.Ru». — Более того, вместо защиты их прав к делу подключились военные особисты и ФСБ. Пошла проверка, допросы и угрозы военнослужащим вплоть до уголовного преследования. Статьи не называются, но из разговора следует, что им грозит наказание вплоть до государственной измены».
По словам Павлова, «людей на время проверки органами госбезопасности не выпускают из расположения части». «Никто из тех, кто давит на ребят, родственников не известил. Родные военнослужащих в шоке, они в полном неведении, что происходит, — продолжает адвокат. — Пока мы наблюдаем за ситуацией, если будет начата официальная процедура, наша «Команда 29» готова подключиться к защите».
Адвокат утверждает, что, поскольку мобилизация официально не объявлена, контрактникам, которых посылают в зону боевых действий за рубеж, обязательно должны предоставить письменный приказ, который предусматривает социальные гарантии, положенные военнослужащим. Кроме того, военные врачи не имеют права вписывать в медкнижки показания о состоянии здоровья военнослужащих без их уведомления.
Запрос от Совета по правам человека по нарушению прав военнослужащих ушел на имя замминистра обороны Николая Панкова, рассказал «Газете.Ru» член совета Сергей Кривенко.
«Вместо того чтобы устранять нарушения прав военнослужащих, они передали дело ФСБ», — подтверждает Кривенко.
«Мать должна знать, где и как погиб ее сын в мирное время»
«Отправляют без приказа, значит, в случае гибели будет ситуация «их там не было». Если их там не было, о каких вообще выплатах в случае ранения или гибели может идти речь? В случае попадания в плен ситуация для их близких будет просто кошмарной, — говорит Анна Каширцева из фонда «Право матери». — В Сирии их никто не будет разыскивать, и родственники — даже если захотят — вряд ли смогут организовать поиски пропавшего без вести там.
В нашей практике было множество примеров, каких невероятных усилий стоит родителям погибших добиться тех выплат, которые положены им по закону, даже в тех случаях, когда есть приказ о направлении в горячую точку, и даже в тех случаях, когда погибший является Героем России.
Но здесь и без примеров все ясно: «герои» этой истории пошли в прокуратуру и даже не смогли добиться элементарного принятия заявления. Пусть представят себе, как родители и вдовы после их гибели в Сирии вынуждены будут обивать пороги различных кабинетов в поисках справедливости, и как им будут отказывать в принятии заявлений и в выплате «гарантированных» пособий. Все, что можно посоветовать в такой ситуации, — расторгнуть контракт».
Член ассоциации военных политологов Александр Перенджиев считает, что подобная ситуация является «перегибом на местах» : «Военнослужащие должны написать соответствующий рапорт. Даже для направления в Чечню писали соответствующий рапорт, а здесь речь идет о другой стране».
Несмотря на усиление группировки в Сирии, Россия пытается найти и политическое решение конфликта.
В пятницу состоялся телефонный разговор между главами Минобороны РФ и США Сергеем Шойгу и Эштоном Картером по сирийской проблематике. В субботу глава Госдепа Джон Керри заявил о необходимости переговоров с президентом Сирии Башаром Асадом по политическому решению конфликта с участием России и Ирана.
Борьба с радикальным исламизмом становится важной проблемой для всего мира, заявил на недавнем саммите ОДКБ в Душанбе Владимир Путин. «Ситуация вокруг Сирии — положение дел здесь очень серьезное, так называемое «Исламское государство» (организация, запрещенная в России — «Газета.Ru») контролирует значительные территории и Ирака, и Сирии. Террористы публично говорят о том, что замахиваются на Мекку, на Медину, на Иерусалим, в их планах распространение активности на Европу, Россию, центральную и Юго-Восточную Азию — нас беспокоит это», — сказал российский президент.
Между тем источник в Минобороны заявил «Газете.Ru», что скандал с отправкой российских контрактников в Сирию вспыхнул неслучайно.
«Ребята эти, что не захотели из Новороссийска ехать в Сирию, — из сводной роты, а с такими всегда проблемы.
В первую чеченскую кампанию отправляли сводные роты, и из-за этого был полный бардак, полная дезориентация: кто что делает, никто никого не знает, на кого можно положиться, на кого нет — в общем, проблем много от этого, — поясняет он. — Во вторую чеченскую отправляли уже слаженные коллективы, где все давно работает и все действия отработаны. Непонятно, зачем в сирийской кампании наступать на те же грабли с этими сводными ротами.»
Владимир Дергачев, Елизавета Маетная
Газета.ру