АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Каиржан ТУРЕЖАНОВ .На защите конституционных прав

фото Токтаулова М.Б.В соответствии со статьей 83 Конституции Республики Казахстан одной из функций органов прокуратуры является представительство интересов государства в суде. При рассмотрении дел в суде прокурор, обеспечивая соблюдение законности, способствует восстановлению нарушенных прав и защите охраняемых Конституцией и законами интересов государства, граждан и юридических лиц. Важным в деле обеспечения интересов государства,  конституционных прав и свобод граждан является своевременное реагирование прокурора на какие-либо факты нарушения прав участников процесса, как судом, так и иными сторонами по делу.

Правозащитное предназначение органов прокуратуры на современном этапе наглядно прослеживается при прокурорском надзоре за законностью судебных актов по гражданским делам. При этом правозащитная функция прокурора проходит через все стадии гражданского судопроизводства. В ходе рассмотрения гражданских дел в суде первой инстанции прокурор, обеспечивая соблюдение законности, способствует восстановлению нарушенных прав и защите охраняемых законом интересов государства, граждан и юридических лиц. В апелляционном процессе правозащитная функция прокурора заключается в предотвращении вступления в законную силу незаконных и необоснованных решений суда. Проверка прокурором гражданских дел в сроки, установленные законом, и принесение апелляционного протеста тесно связано с гарантиями своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов государства и граждан. Рассмотренных дел такого характера в Главной военной прокуратуры много.

–  В прошлом году по апелляционным протестам военных прокуроров  судом апелляционной инстанции отменено 27 решений военных судов, изменено – 12.   Кроме того, в 2014 году кассационной инстанцией Военного суда Республики Казахстан удовлетворено 6 кассационных протестов Главной военной прокуратуры с отменой судебных актов, по всем делам защищены интересы государства. Следует отметить, что принятыми мерами прокурорского реагирования путем своевременного опротестования судебных решений органами военной прокуратуры предотвращен ущерб государственному бюджету на общую сумму более 40 млн тенге, — рассказывает Старший военный прокурор Управления Главной военной прокуратуры майор юстиции Манат Токтаулов. — К примеру, решением военного суда были удовлетворены исковые требования военнослужащего А. к МВД Республики Казахстан о взыскании денежных средств для возмещения стоимости банковского кредита. Суд взыскал с МВД Республики Казахстан в пользу А. 8 665 000 тенге. Не согласившись с законностью судебного акта, военным прокурором гарнизона решение суда опротестовано в апелляционном порядке. Так, суд, удовлетворяя иск, применил норму утратившего силу Закона Республики Казахстан «О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей» от 20 января 1993 года, согласно которой военнослужащим, получившим кредит для выкупа жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, возмещается сумма кредита в размере и порядке, установленных Правительством Республики Казахстан. Данный закон утратил силу Законом Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года. В положениях настоящего Закона примененная судом норма отсутствует.

Действующим законодательством Республики Казахстан не предусмотрена безвозмездная финансовая помощь военнослужащим, получившим кредит для строительства жилого дома, в связи с чем, в МВД Республики Казахстан бюджетная программа по данной специфике не предусмотрена. Постановлением апелляционной судебной коллегии по гражданским делам Военного суда Республики Казахстан решение суда отменено, вынесено новое решение об отказе А. в удовлетворении иска. Таким образом, военной прокуратурой путем опротестования судебного акта предотвращен ущерб государству на сумму 8 665 000 тенге.

По словам старший военного прокурора Маната Токтаулова, также органами военной прокуратуры предотвращены необоснованные  предоставления жилищ из государственного жилищного фонда. Так, по 18 гражданским делам по апелляционным протестам военных прокуроров гарнизонов отменены и изменены решения судов о предоставлении лицам жилья из государственного жилищного фонда. По кассационным протестам Главной военной прокуратуры отменены судебные акты по 4 гражданским делам, связанные с жилищными отношениями.  К примеру, военный суд гарнизона, удовлетворив исковые требования Ш., признал  недействительным протокол решении жилищной бытовой комиссии военного учреждения, обязал восстановить Ш. в очередности на улучшение жилищных условий с июля 2006 года и взыскал в пользу Ш. жилищные выплаты с 2006 года по 2011 год в сумме 6 288 480  тенге.

Судом апелляционной инстанции решение военного суда гарнизона было оставлено без изменения. Военнослужащий  Ш. с мая 2005 года проходил воинскую службу в ГУ «Региональный военный госпиталь Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан».  Установлено, что в марте 2002 года Ш. была приобретена двухкомнатная квартира, которая в июне 2006 года им отчуждена своему брату согласно договора дарения от 29 июня 2006 года. Указанное свидетельствует о том, что Ш., намеренно ухудшил свои жилищные условия, отчудив пригодное для проживания жилище, принадлежавшее ему на праве собственности, с целью решения вопроса получения дополнительной жилой площади. Протокольным решением жилищно-бытовая комиссия военного учреждения законно признало Ш. получателем жилищных выплат с июля 2011 года, т.е. по истечению пяти лет с момента отчуждения им жилья. Удовлетворяя исковые требования Ш. суд указал, что  применение статьи 72 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» к истцу  безосновательны, поскольку данная норма распространяется при получении жилья, а в данном случае речь идет о жилищных выплатах.

При этом суд не учел, что вопросы обеспечения жильем сотрудников специальных государственных органов регламентированы ст.101-1 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях», согласно которой реализация права на жилище сотрудниками специальных государственных органов осуществляется со дня признания их нуждающимися в жилье в установленном настоящим Законом порядке путем ежемесячного перечисления на их личный специальный счет жилищных выплат из средств государственного бюджета, выделяемых соответствующему специальному государственному органу. Суд кассационной инстанции, рассмотрев гражданское дело по протесту Главной военной прокуратуры, указал, что жилищно-бытовая комиссия госпиталя протокольным решением обоснованно признала Ш. получателем жилищных выплат не с июля 2006 года, а с июля 2011 года, что соответствует требованиям п.2 ст.72 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях». Основанием для принятия такого решения послужил факт отчуждения Ш. пригодного для проживания жилища, принадлежащего ему на праве собственности в июле 2006 года. Постановлением кассационной судебной коллегии судебные акты отменены, вынесено новое решение об отказе Ш. в удовлетворении иска. Кассационный протест Главной военной прокуратуры удовлетворен в полном объеме.

Необходимо отметить, что в 2014 году Главная военная прокуратура, выступая в защиту интересов государства, проявляя инициативность, настойчивость, добилась формирования единой правоприменительной практики по отдельным категориям гражданских дел и правильного применения законодательства. Таким образом, принятыми мерами по защите интересов государства органами военной прокуратуры достигнуты определенные положительные результаты.

Следует иметь в виду, что возможность опротестования прокурором судебного решения не должна рассматриваться как средство оказания на суд какого-либо нажима или вмеша­тельства в судебную деятельность. Прежде всего, такое полно­мочие прокурора всегда было и является дополнительной, при­чем весьма важной, гарантией защиты законных прав и инте­ресов государства, граждан и юридических лиц, вовлеченных в сферу правосудия, поскольку способствует своевременному исправлению судебных ошибок.

В заключение, необходимо отметить, что задачами надзора за законностью судебных актов по гражданским делам и представительству интересов государства в судах являются обеспечение защиты конституционных и иных охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государства и юридических лиц, неукоснительное соблюдение принципов отправления правосудия, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений. Главной военной прокуратурой и военными прокуратурами регионов и гарнизонов указанные задачи находятся на постоянном контроле, принимаются все меры к их исполнению и работа в данном направлении продолжается.