АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Дастан ЕЛЬДЕСОВ. В Казахстане растет «религиозная» оппозиция?

imagesС началом военного участия России в сирийской «ловушке», актуализировалась проблема участия граждан Казахстана в войне в Сирии, проблема религиозного экстремизма. По данным правоохранительных органов Казахстана, более 600 лиц в настоящее время содержатся в учреждениях уголовно-исполнительной системы страны за причастность к религиозному экстремизму.

16 июля в Бишкеке прошла спецоперация, где были ликвидированы четверо террористов и задержаны семеро членов группировки. Среди боевиков, устроивших перестрелку, были граждане Казахстана. В Актобе за распространение в Интернете аудио- и видеоматериалов экстремистского характера на длительные сроки осудили группу из восьми человек, возраст подсудимых – от 21 года до 38 лет. 12 июня у двух жителей Восточного Казахстана обнаружены боеприпасы, литература, аудиозаписи и видеоматериалы, пропагандирующие религиозный экстремизм…

                         В стране растет «религиозная» оппозиция?

Такого рода известия в наше время не редкость: они уже воспринимаются как обыденное явление и не попадают в обойму актуальных новостей. Однако соль таких новостей в том, что в числе «экстремистов» стали появляться и женщины. Недавно газета «Время» рассказала историю молодой женщины Гульбану АСАНОВОЙ из Актюбинской области, которая оставила маленькую дочь и уехала в Сирию, оставив записку: «Мама, на все воля Аллаха. Простите меня, я вас люблю. Доверяю тебе Акгуль, присматривай за ней. Я уезжаю в Сирию. Не ищите меня и считайте свою дочь мертвой. Гульбану».

Надо отметить, что «солдаты удачи» или наемники, воюющие на чьей-либо стороне за деньги или по другим причинам, были во все времена. И наши граждане воевали в горячих точках, но их количество незначительно. В ту же Украину поехали воевать единицы. 

Для сравнения. По данным Совбеза Казахстана, около 400 граждан Казахстана выехали в Сирию и Ирак на контролируемые группировкой «Исламское государство» (ИГ) территории для участия в военных действиях. Между тем, по данным Контртеррористического центра США, число завербованных в ИГ казахстанцев достигает тысячи. Но даже 400 человек – это большая цифра для небольшого Казахстана. 

Участие наших женщин в походе «солдат удачи» независимо от их роли в нем говорит о несколько ином масштабе и идеологическом наполнении – это тенденция глубинного «экзистенциального» характера, чем просто воевать за деньги, повидать другие страны или обустроиться там. Тем более в Сирию некоторые женщины уехали с детьми, для которых уготована роль боевиков, смертниц, «боевых подруг». Иными словами, участие наших граждан с семьями в войне в Сирии и Ираке – это очень тревожный сигнал в плане проникновения идей джихадизма, которые захватывают не только отдельных людей, а уже основную ячейку общества – семью.

Практика «открытых дверей» для религиозных организаций в течение 20 лет независимости страны показала пагубность такой политики. Запоздалое принятие в Казахстане закона  «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»  в 2011 году хоть и ограничивает деятельность деструктивных сект, но не решает проблему «подпольной мозговой» работы. Кстати, закон в известной мере был принят лишь после «терактов» в Казахстане. 

скачанные файлы (2)

Надо признать, что государством делается большая работа по предупреждению экстремизма. Однако оно проигрывает «мозговую интервенцию» – наши граждане, несогласные с религиозной, идеологической и социальной ситуацией в стране, просто покидают ее, чтобы воевать «за идею», жить «по исламу» в другой стране. Ведь это огромная идеологическая работа и профессиональные методы воздействия – убедить адепта в преимуществах войны «за ислам» в Сирии и Ираке, чем жить в мирном Казахстане.

В 90-ые годы осуществлялся свободный выезд наших молодых людей в страны Ближнего Востока, Пакистан, Афганистан, Египет, Турцию, Иорданию, Сирию, где им прививались идеи, чуждые традиционной для казахов форме ислама, нередко и радикальные, экстремистские идеи, образ жизни, отличный от казахского. У их адептов изменился стиль одежды, внешность, изменилось и мировоззрение. Немало среди них имамов в наших мечетях. Неудивительно, что в стране появилась «религиозная» оппозиция традиционному исламу.

                     Светскому государству – светское образование

За последнее десятилетие у нас религия проявляет себя и в учебных заведениях. В частности, в учебных заведениях, открытых при посредстве Турции, арабских стран. Нередко оразу держат даже школьники в обычных школах, хотя с точки зрения медицины это вредно для растущего организма. Проблема ношения хиджаба остро стоит не только в высших учебных заведениях, но и в средней школе, где есть утвержденная школьная форма. Школы у нас светские, с едиными правилами для всех школьников, в том числе и с единой школьной одеждой.

Самое прискорбное в этой ситуации заключается в том, что все негативное в духовной сфере, негативное отношение к Казахстану и его народу через деструктивные секты, как губка, впитывает молодежь, нередко даже дети. С малых лет в неокрепшее сознание вкладывается религиозная картина мира в ущерб научной. Недаром в казахстанских «террористах» – молодежь.

К тому же у нас планируют ввести в школьное образование изучение основ религии. Хотя это противоречит Конституции, по которой наша страна – светское государство, в котором религия отделена от государства. Это положение Основного закона должно определять государственную политику в области религиозных отношений, в области среднего и высшего образования, развития науки, государственной идеологии. Поэтому в школах должны давать светское образование, научные представления о мире, научный атеизм. Но в силу неразвитости местных СМИ, разнообразной литературы, в целом информационного кризиса легче ввести религиозную и информационную экспансию.

Большинство религиозных организаций и сект отрицательно относятся к науке, к высшему образованию. Нередко адептам разрешается читать только их литературу. Это обстоятельство является одним из причин падения уровня школьного и вузовского образования.

А ведь у нас на государственном уровне отмечают религиозные праздники, для которых выделяются выходные дни, официальные лица участвуют в религиозных съездах, мероприятиях, при открытии религиозных сооружений, с помощью зарубежных государств или организаций строились мечети, церкви, синагоги, храмы, за рубежом готовились священнослужители или приезжали многочисленные миссионеры и т.д. Т.е. на государственном уровне поддерживалось развитие и усиление религиозности населения, религиозное влияние из-за рубежа.

Атеизм соответствует уровню жизни. Иными словами, атеизм присущ многим развитым странам, кроме США, где религия и религиозные организации используются для политических целей как орудие идеологического и политического давления, в том числе за рубежом. Базой для развитой экономики большинства стран является высокий уровень развития образования и науки на основе атеизма. Отрицательная корреляция между IQ и религиозностью также была выявлена в ряде исследований, в которых отмечена и следующая особенность: чем выше уровень образования респондентов, тем меньше среди них верующих. И, наоборот, в большинстве стран с высокой степенью религиозности наблюдается низкий уровень развития экономики, образования, науки. В этом плане показателен религиозный опыт африканских стран.

                                    Браки заключаются в мечетях?

Усиление религиозности населения привело к случаям незаконного заключения браков и разводов без соответствующих учетов в органах юстиции, которые широко используются приверженцами нетрадиционных религиозных течений.

В СМИ писали, что в Казахстане набирают обороты элементы «священных браков» («бауырласу»): девушки выходят замуж за представителей радикальных течений ислама, затем их мужья, произнося слово «талак» («развод»), разводятся с ними и передают их своим друзьям. После этого девушка снова выходит «замуж» и схема повторяется. В результате «боевая подруга» может родить детей, не зная от кого ребенок.

Кстати, в соседнем Кыргызстане многие браки в сельской местности заключаются с помощью неке – обряда мусульманского бракосочетания. Между тем наше законодательство не признает неке – лишь регистрация брака в органах РАГС (регистрация актов гражданского состояния).

Впрочем, распространение «священных браков» неудивительно в контексте известной «токализации» – практики неофициальных жен (любовниц), распространенной в среде состоятельных граждан. Соответствующее отношение государства и населения к институту семьи привело к росту числа разводов – наша страна по их количеству находится на 10 (!) месте в мире.

Каноны традиционной семьи неплохо сохранились на Востоке. Например, в Индии в выборе супруга участвуют и молодые люди, и их родители, и даже семейные астрологи с учетом многих составляющих счастливого брака. Как следствие – очень крепкие браки с редкими разводами и выход Индии в абсолютные лидеры по росту численности населения.

 

                                                                                                d.eldesov@mail.ru