Мировой опыт образования молодежи свидетельствует о необходимости и целесообразности опережающих темпов развития среднего общего образования, способного обеспечить подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни страны с учетом динамично изменяющегося мира.
В связи с этим предусмотрена разработка и внедрение новых стандартов среднего образования, базирующихся на обновлении программы школьного обучения для развития функциональной грамотности, внедрении подушевого финансирования в старшей школе, равно как и создание системы стимулирования успешных учебных заведений.
О необходимости качественных изменений в системе школьного образования в стране говорилось уже давно. Впервые речь об этом зашла еще в госпрограмме развития образования в РК на 2011-2020 годы. В документе указано, что «планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе». И сегодня проводится подготовительная работа для перехода на новую модель обучения.
В настоящее время 104 школы страны учатся по экспериментальной системе обучения. Согласно новой образовательной модели процесс школьного обучения будет разделен на три ступени: первая ступень среднего общего образования (1-4 классы); вторая ступень (5-10 классы); третья ступень среднего общего образования (11-12 классы).
Стоит отметить, что в условиях 12-летнего образования особую значимость приобретает уровень дошкольного образования и воспитания. Теперь дошкольное образование предстанет в виде неполного учебного дня, далее программы обучения расширяются в течение последнего года, предшествующего обязательному образованию, предусматривается пятидневная учебная неделя и организация внешней оценки достижений учащихся начальной школы. При этом необходимо учитывать, что дошкольная подготовка пятилетних детей должна осуществляться с учетом психологических, педагогических, физических, физиологических требований.
В соответствие с этим, а также с учетом международного опыта министерством образования и науки были утверждены основные положения ГОСО 12-летнего обучения и ГОСО для начального образования, определен состав учебных предметов 12-летнего образования. Кроме того, разработаны учебники и учебно-методические комплексы 12-летней школы с 1 по 8 классы.
В процессе перехода на 12-детнее образование значительное внимание также уделяется педагогическому составу. Так, подготовка учителей для работы в новой школе является одной из самых ответственных задач при переходе на 12-летнее обучение. С 2007 по 2011 годы 468 учителей (71 процентов) 8-х экспериментальных классов прошли курсы в институтах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Теперь, в новых педагогических технологиях акцент с информирующей функции педагога, постепенно переносится в сторону консультанта, координатора, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся. Стоит отметить, что в 12-летней школе повышается роль психолога, деятельность которого должна быть направлена на коррекционно-развивающую и просветительскую работу, ориентированную на разновозрастные нормы становления личности учащихся.
Таким образом, уровень казахстанского среднего общего образования должен соответствовать задачам развития государства и обеспечивать его конкурентоспособность в современном мире, равно как и достижение поставленной перед страной задачи – вхождения Казахстана в 30 передовых стран мира.