АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Что искала в Сирии Варвара Караулова?

Варвара Караулова (в центре) в аэропорту СтамбулаМосгорсуд во вторник оставил под стражей 19-летнюю Варвару Караулову, которая ранее признала свою вину в попытке присоединиться к запрещенной в России экстремистской группировке «Исламское государство».

27 мая нынешнего года она ушла из дома, а 4 июня была задержана турецкой полицией вблизи границы с Сирией.

По российским законам, ей грозят до 10 лет лишения свободы.

Русская москвичка из благополучной семьи, студентка философского факультета МГУ — и вдруг посреди полного благополучия увлеклась радикальным исламом, да не просто уверовала, а перешла от слов к делу: отправилась в Сирию, где можно и с жизнью распрощаться! Невольно напрашивается мысль о помрачении рассудка.

Между тем, массовыми подобные случаи не назовешь, но они и не единичны, как в России, так и на Западе.

В чем корни «феномена Карауловой»?

Юрий Савенко, президент Независимой ассоциации психиатров России:

Прежде всего, это не психиатрическая проблема, а психологическая, говорить о медицинском диагнозе в данном случае нельзя.

Я не сводил бы все к тому, что Варвара якобы без памяти влюбилась в какого-то молодого человека, который ее завербовал. Понятно, что прокремлевским СМИ по душе версия, в которой не пахнет политикой.

В мире, и в нашей стране в частности, происходит много такого, что вызывает возмущение. Молодежь, подростки, студенты отличаются повышенной оппозиционностью, максимализмом, негативизмом по отношению к миру взрослых, да и просто желанием громко о себе заявить. А способы бывают разные, это уж у кого как.

Французский философ Мишель Фуко считал, что динамитом революции является не пролетариат, а две группы людей: студенты и наши пациенты.

Кому-то кажется скучным просто окончить университет, устроиться на работу и заняться повышением собственного благосостояния. Русская классическая литература XIX века учила именно этому и фактически готовила потенциальных террористов.

Хорошо, если у людей активная гражданская позиция и обостренное чувство справедливости. Плохо, если они ударяются в нацизм, радикальную левизну или религиозный экстремизм.

Идеально было бы объяснить им, что надо не пытаться изменить мир до основания, а делать добро конкретным людям. Самое конструктивное, дышащее благородством направление — социальное волонтерство. А у кого в крови повышенное содержание адреналина, пусть занимаются экстремальным спортом.

Я бы не стал наказывать Караулову реальным лишением свободы. Она ничего не совершила, а лишь намеревалась. Юная увлекающаяся девушка, возможно, сама уже сожалеет о случившемся. А из тюрьмы, скорее всего, выйдет озлобленным врагом общества.

Борис Егоров, профессор психотерапии и медицинской психологии:

Мне было бы очень интересно поговорить с Варварой Карауловой.

Если верно предположение о сильном чувстве, значит, неправы циники, утверждающие, что времена Айвенго и Вертера безвозвратно ушли, и наши современники не способны на безумства.

Вторая версия — отсутствие смысла жизни. Впрочем, одно другого не исключает.

Группа риска — от 16 до 21 года. Промыть подростку мозги несложно.

Человек в этом возрасте во многом разорвал духовную связь с родителями, а своей семьей еще не обзавелся, и страдает от одиночества. Его тянет в группу, где его понимают, один за всех, и все за одного.

Подростки падки на упрощенчество: черное — белое, правда — ложь, друзья — враги.

Потом приходит понимание, что все в жизни непросто, мир не переделаешь, не нами все началось и не на нас закончится.

Тургеневская проблема отцов и детей всегда была, и всегда будет. Со временем радикалы становятся консерваторами и конфликтуют уже со своими детьми. Как у Евтушенко: «Кто титулярные советники? Раскаявшиеся студентики! Кто повзрослел, тот поправел».

Воинствующий ислам притягателен для мятущихся душ предельной простотой. Сильно выраженное общинное коллективистское начало дает чувство защищенности. Набор жестких моральных установок и норм поведения избавляют от ответственности. Верующему вообще жить легче, а эта религия настолько понятна, что не требует никаких размышлений.

Сложным просвещенным исламом подобные люди не интересуются, а потребляют его, так сказать, в виде комикса.

С одной стороны, за такие фортели надо наказывать, иначе, чего доброго, и другим захочется. В то же время большой общественной опасности она не представляет, а тюрьма добру не научит. Розог бы ей дать, и отпустить. Шучу, конечно.

Александр Никонов, публицист, культуролог, историк:

О мотивах Варвары Карауловой приходится гадать.

Если верна романтическая версия, обсуждать ее бессмысленно. Безумная любовь — это форс-мажор. Тогда данная история общественного значения не имеет.

Мировая культура, а российская и советская и подавно, учат тому, что хорошо и правильно быть высокодуховным, то есть ставить идею выше прозы жизни. Главное, чтобы идея была хорошая.

Возможно, у девушки, как у героини фильма «Безымянная звезда», душа просила Большой Медведицы. Однако другой персонаж на это сказал: «Нам всем надоедает такая жизнь. Мы все хотим ее изменить. Хотя бы раз, на пять минут. Но эти пять минут пройдут!».

Самая правильная идея: хочу жить хорошо, а если смогу, богато, согласен ради этого много работать, к героизму не готов, к другим людям отношусь по принципу — живи, как хочешь, и не лезь в чужую жизнь, когда не просят.

Бескрыло и приземленно? Но наполните жизнь разумным эгоизмом и прозаической работой на себя — получите сытое спокойное общество, свободу и терпимость. А попробуйте наполнить ее борьбой за справедливость, заботой о всеобщем благе и светлым энтузиазмом — получайте на выходе фашизм разных цветов.

http://www.bbc.com/russian/russia/2015/11/151110_qd_karaulova_motivation?ocid=socialflow_facebook